Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110

Наиболее высокой работоспособностью обладают передачи, имеющие большую сумму чисел зубьев звездочек. Однако высокая кинематическая долговечность каждой звездочки обеспечивается при условии выполнения хордальной высоты зуба hi в мм или коэффициента хордальной высоты зуба kt в шагах в зависимости от ее числа зубьев (рис. 9)

, 2Л,

kt -


= 0,006Л< г «0,75-

. (27)

Рис. 9. Схема цепной передачи со звездочками, имеющими различную хордальную высоту (в зависимости от числа зубьев)

Благодаря тому, что хордальная высота зубьев звездочек, входящих в цепной контур, будет различной, кинематическая долговечность обеих звездочек будет примерно одинаковой.

Согласно установившейся практике цепь заменяется после удлинения шага на 3-4 % или в зависимости от геометрической характеристики зацепления к

„ 4,8 6,4 при удлинении шага на о<ц=--%•

Причинами непригодности цепей к дальнейшей работе являются: потеря прочности шарниров или запрессованных деталей; неравномерная работа передачи или вибрация, возникающая вследствие большой разноразмерности шагов; нарушение зацепления ввиду увеличения шага цепи и т. д.

При работе цепной передачи с приводными роликовыми или втулочными цепями (за исключением цепей с изогнутыми пластинами) из-за износа увеличивается в основном шаг наружных звеньев - примерно в 2 раза больше, чем средний шаг цепи, - при относительном постоянстве шага внутренних звеньев (рис. 10).

Ввиду этого центры шарниров изношенной цепи располагаются на различных окружностях звездочек (рис. 11). Следовательно, радиальный подъем изношенных наружных звеньев с максимальным увеличенным шагом всегда больше, чем условное радиальное перемещение расчетного, а не фактического среднего шага цепи. Согласно уточненному определению 6 [7 ] максимальное число зубьев г.,

большей звездочки в зависимости от профиля зуба и типа цепи следует определять по зависимостям:

при применении звездочек по ГОСТ 591-69 для цепей типа ПРЛ, ПВ, ПР, 2ПР, ЗПР, 4ПР по ГОСТ 13568-75 при kt = 0,5

гтах

2QQkt 6/,

ICQ 6

(28)

при применении звездочек по ГОСТ 591-69 с kt == 0,006 6 г > 0,5 или по ГОСТ 592-75:

для цепей типа ПРЛ, ПР, 2ПР (kt = 0,65+0,75)

Шк1 130 150 .

для цепей типа ПРИ (kt= 0,7-н0,8)

ггаах

2SQkt

195 -f- 220 6

(29)

(30)




Рис. 10. XapaKiep нзноса шарниров лриводыых роликовых цепей:

/ - с прямыми пластинами типа ПР; 2 с изогнутыми пластинами типа ПРИ


Рнс. 11. Схемы расположения НВ зубьях звездочек центров роликов цепи при увеличении среднего шага, обусловленного взносом шарниров: i - наружное звено; 2 - внутренне звено



для цепей типа ПРД (fe, = 0,7ч-0,8)

200*; 140 -г- 160

(31)

ВЫБОР ТИПА И ШАГА ПРИВОДНОЙ ЦЕПИ»:

Опыт эксплуатации и теоретический анализ цепных передач показывает, что работоспособность передачи при правильном выборе конструкции звездочек, материала и технологии их изготовления всегда лимитируется несущей способностью цепи, под которой понимается способность цепи выполнять работу, обеспечивая передачу заданной полезной мощности N при требуемой долговечности (срок службы С) цепной передачи.

На рис. 12 показана типовая диаграмма работоспособности приводной роликовой цепи (безотносительно к шагу цепи и числам зубьев звездочек). Представленные иа диаграмме кривые устанавливают зависимость между передаваемой мощностью N и угловой скоростью со ведущей звездочки.

Ломаная кривая 2-3-4 указывает предельную мощность, которую может передать цепь по критерию выносливости элементов звена, причем линия 2 соответствует усталостному разрушению пластин, 3 - разрушению шарнира, 4 - заеданию пары трения.

Кривая 1 характеризует наивысшую работоспособность цепи по износостойкости и соответствует случаю, когда в передаче применены цепи высокого качества, у которых шарниры имеют строго регламентированные сопряжения пары трения с высокой твердостью рабочих поверхностей, а также тогда, когда цепи обильно и непрерывно смазываются и надежно защищены от абразивного загрязнения. Для расчета таких цепей в специальных передачах принимают кривую 2, устанавливающую более низкую несущую способность цепи по выносливости пластин.

Кривая 5 показывает работоспособность при сроке службы С= 10 000 ч роликовой и втулочной цепей по износостойкости шарниров, работающих в передачах общего иазиачения при давлении в шарнире, ие превышающем допустимую величину в случае применения рекомендуемой смазки (см. «Смазка цепных передач»). Кривая 6 характеризует работоспособность цепи при той же долговечности, но в условиях нерегулярной смазки, что вынуждает снизить передаваемую мощность более чем в 6 раз.

Несущая способность цепи в общем виде описывается уравнением

\p\kFoa = hP,

(32)

где \р\-допускаемое давление в шарнире цепи, выбираемое в зависимости от типа, условий работы и критерия долговечности цепи (см. гл. 2); kxi - коэффициент (табл. 7), учитьгоающяй снижение несущей способности цепи из-за центробежных сил:

(33)


генка.

Написано при участии В. И. Ко-

рне. 12. Типовая диаграмма работоспособности приводной цепи



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110