Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [ 39 ] 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110



Рис. 18. Нарушение зацепления из-за перескакивания звеньев цепи через зубья

Рис. 19. Схемы регулировки пере-* движными опорами путем перемещсч ния электродвигателя, смонтировйн-ного на салазках

можно обеспечить нормальную эксплуатацию цепной передачи с заданным сроком службы.

Как известно, в цепном приводе после некоторого времени работы холостая ветвь цепи начинает провисать, поскольку она удлиняется из-за износа шарниров и увеличения шага наружных звеньев. В то же время изношенная цепь в определенных пределах может вполне нормально работать ввиду ее способности располагаться по новой окружности с диаметром большим, чем расчетный диаметр делительной окружности.

Однако при увеличенном провисании цепи условия нагрузки звеньев меняются. Возрастают дополнительные нагрузки на цепь и звездочки. В цепи возникает вибрация или появляются резонансные явления, отрицательно влияющие на работу цепной передачи.

Большое провисание вызывает пробуксовывание и захлестывание звездочки цепью, что приводит к перескакиванию звеньев через зубья и соскакиванию цепи со звездочек (рис. 18). С другой стороны, в случае отсутствия в цепной передаче приспособления для регулировки натяжения цепи в процессе эксплуатации перетягивают удлиненную цепь при ее укорачивании. Чрезмерное натяжение ухудшает набегание звеньев цепи на звездочку, увеличивает давление в шарнирах и нагрузку на зубья. В результате этого снижается работоспособность передачи, повышаются нагрузки на их опоры. Следовательно, если в спроектированной цепной передаче предусмотрено приспособление для регулировки натяжения, тс можно полагать, что им обеспечиваются:

компенсация удлинения цепи и регулировка провисания;

снижение вибрации и устранение резонанса в передаче;

возможность увеличения угла обхвата цепью звездочки, что особенно важно при вертикальном расположении цепной передачи;

отсутствие пробуксовывания, захлестывания, перескакивания звеньев через зубья и соскакивание цепи со звездочек;

повышение износостойкости шарниров цепи и зубьев звездочки за счет создания нормального натяжения.

При выборе способа регулировки натяжения цепи следует придерживаться рекомендаций, приведенных ниже.

Регулировка передвижиы,чи опорами. Этот способ позволяет постепенно и точно регулировать стрелу провисания без понижения работоспособности передачи, не нарушая при этом равномерности движения за счет сохранения в близких пределах синфазного вращения.

При проектировании цепной передачи с таким способом регулировки необходимо предусмотреть возможность перемещения двигателя или иедомого механизма по продольным отверстиям в горизонтальном или вертикалыюи направлениях.

Наиболее целесообразно предусмотреть электродвигатель, смонтированный на салазках и перемещаемый с помощью нажимных винтов (рис. 19). Он удобен



тем, что его положение можно регулировать как в состоянии покоя, так и в процессе работы, что улучшает контроль за натяжением цепи, не нарушая равномерную работу, за счет сохранения синфазного движения цепи.

В сложных передачах регулировка передвижными опорами позволяет увеличить число рабочих (ведомых) звездочек в контуре при отсутствии натяжных и обводных звездочек. При проектировании подобных конструкций для передач всех типов рекомендуется предусмотреть возможность перемещения опор с регулирующей звездочкой на длину в два шага.

Регу.чировку с помощью нажимных (натяжных и оттяжных) звездочек производят периодически вручную для поддержания стрелы провисания Холостой Ьетви в допускаемых пределах. Такие звездочки применяют для цепных передач с зафиксированным межцентровым расстоянием: выполняют их натяжными или оттяжными. Первые устанавливают с внешней стороны цепи, вторые - с внутренней.

Натяжные и оттяжные звездочки следует применять не только для того, чтобы компенсировать вызванное износом удлинение цепи и устранить возникшие в результате этого нарушения в зацеплении или вибрации; они необходимы также для увеличения угла обхвата на меньшей звездочке, а в некоторых случаях - для уменьшения его на большей. Они прижимаются к холостой ветви путем периоди-ческого подтягивания винта под воздействием упругости пружины либо веса груза.

Число зубьев нажимной звездочки ие должно быть слишком малым, так как необходимо, чтобы частота ее вращения не превышала предельной (см. табл. 6).

Регулировка (ручная) с помощью иатяжиых звездочек (см. табл. 1). Такие звездочки следует применять для цепных передач с низкими частотами вращения: Я < 0,2 Пщах Рек (Ятах рек СМ. В табл. 6).

Для средних и повышенных частот вращения следует применять более совершенные приспособления, например с пружинными устройствами. Натяжные звездочки независимо от конструкции приспособления рекомендуется устанавливать на ведомой ветви цепи на расстоянии от нее не менее четырех шагов в местах наибольшего провисания цепи по отношению к ведущей звездочке. При проектировании цепной передачи с таким устройством очень важно установить путь перемещения натяжной звездочки, который должен в конечном положении гарантировать несоприкосновение холостой ветви с рабочей и возможность укорачивания длины цепи на два звена.

Регулировку с помощью двух звездочек применяют в тех же целях, что и с одной звездочкой, и рекомендации по их проектированию те же. Применение такого способа регулировки в ряде случаев оказывается более эффективиьш, звездочки одновременно являются направляющими, что имеет важное значение при использовании цепной передачи на транспортных машинах. Устанавливать и закреплять их необходимо более тщательно.

Представляет интерес система натяжения, позволяющая менять угловое положение ведомой звездочки относительно ведущей. Две нажимные звездочки, установленные на втором подвижном валу, взаимно сближаются или удаляются благодаря левой и правой резьбам на валу. В результате их совместного переме-4цения с этим валом происходит опережение или отставание ведомой звездочки от ведущей по углу поворота.

Регулировку натяжными звездочками, число которых равно числу рабочих звездочек (рис. 20),рекомендуется применять для ответственных цепных передач с вертикальным расположением, а также для передач, работающих в горизонтальной плоскости (в плане). Подобное регулировочное устройство обеспечивает постоянство угловых соотношений и надежность работы реверсивных передач.

Регулировка (ручная) с помощью оттяжных звездочек. Такой способ применяют в случаях, когда по размещению взаимосвязанных механизмов звездочку лучше установить с внутренней стороны цепного контура, а также в многозвездных цепных передачах. Кроме того, их применяют в тех случаях, когда по конструктивным соображениям необходимо поместить регулирующую звездочку на ведущей




Рис. 20. Регулировка натяжными звездочками

Рис. 21. Грузовое натяжное устройство


ветви цепи с целью снижения вибраций. Число зубьев регулирующей звездочки нужно принимать не менее числа зубьев меньшей звездочки, в противном случае она не будет выполнять своего иазиачения.

Ручную регулировку с помощью натяжного или оттяжного ролика (гладкого или с ребордами) применяют для роликовых и зубчатых цепей, причем для последних ролики могут быть применены только как натяжные. Минимальный диаметр регулирующего ролика принимают в пределах 0,6-0,7 диаметра меньшей звездочки или подсчитывают по формуле Dp = 0,25 Zit.

Ролики располагают вблизи ведомых звездочек на расстоянии, допускаемом конструкцией передачи. Ролики без реборд должны перекрывать цепь по ширине на 4-5 мм.

Регулировка с помощью полуавтоматических приспособлений. Регулировка с помощью грузового устройства (рис. 21) рекомендуется для цепей с < <: 38,1 мм при скорости движения v < 5 м/с. Подобные приспособления благодаря постоянству предварительного натяжения более эффективны, чем ручные приспособления. Грузовая система должна обеспечивать натижение Sf, Н, в пределах

S/= (0,5-5-0,8) t\

где t - шаг цепи, мм.

Регулировка натяжения с помощью пружин (рис. 22) является более совершенной по сравнению с ручной регулировкой. Пружинные приспособления можно


Рис. 22. Схемы регулировочных устройств:

й -- с натяжной звездочкой и винтовой пружиной, работающей иа сжатие; б - о оттяжной звездочкой и винтовой пружиной, работающей иа растяжение; е - с , винтовой пружиной и регулируемым ограничителем: г ™- со спиральной пружиной



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [ 39 ] 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110