Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110


применять в быстроходных цепных передачах. Практика эксплуатации цепных передач показывает, что замена жестких винтовых натяжных устройств натяжными приспособлениями с винтовыми пружинами дает возможность увеличить срок

РИС. 3. натяжная лента с винтовой пружиной службы цепИ в 1,2-1,5 раза,

Применение таких приспособлв нии рекомендуется для цепных передач при скорости движения цепи d > 2 м/с. Они особенно эффективны в цепных передачах, расположенных в горизонтальной плоскости.

В этих приспособлениях применяют винтовые и спиральные пружины, соединяемые с регулируемой звездочкой различными устройствами (рис. 22).

Для натяжения цепи применяют также спиральные плоские пружины без звездочек, нажимающие своим свободным концом иа звенья цепи в направлении ее движения (рис. 22).

Для двух- и многорядных цепных передач используют натяжную ленту с винтовой пружиной (рис. 23). Такое устройство может быть использовано и как антивибрационное.

Натяжные ленты, как и пружины, пригодны для передач с цепями типа ПР с шагом до 19,05 мм включительно и с цепями типа ПРД с шагом до 31,75 мм. Стальная лента, которая одним концом закреплена жестко, а другой ее конец закреплен на откидном рычаге, прижата пружиной растяжения к пластинам ведомой ветви. Хорошо зарекомендовали себя натяжные ленты, футерованные пластмассой. В этом случае пластины цепи не трутся о стальную ленту, потому что ролики катятся по фасонному профилю из маслостойкой резины или пластмассы. Срок службы передачи при таком исполнении значительно увеличивается.

Антивибрационные и направляющие приспособления. В цепных передачах, работающих при неспокойной или ударной нагрузке, в ведущей ветви может возникать вибрация. Для таких случаев следует предусматривать при проектировании антивибрационные приспоссбления в виде плапок из упругого материала или из пластмасс.

Такие планки устанавливают вплотную над ведущей ветвью цепи. При плавном ходе планка не работает, но при возникновении поперечной вибрации пластины или ролики цепи соприкасаются с планкой и вибрация гасится. По мере удлинения цепи необходимо регулировать планки по высоте.

Для цепных передач с большими межцентровыми расстояниями (Л > 80), работающих при небольших скоростях, следует применять опорные звездочки, ролики или направляющие планки (рис. 24, а), чтобы уменьшить натяжение, вызванное собственным весом. I Гногда такие планки делают из двух частей (рис. 24, б). Между ними посредине оставляют 6-10 звеньев для саморегулирования натяжения цепи за счет провисания холостой ветви. Устройство крепят к стенке машины.

Цепной контур с упругой звездочкой. Наряду с регулировкой натяжения упругий венец выполняет роль демпфера, благодаря чему снижаются динамические нагрузки и вибрации, повышается износостойкость шарниров цепи и зубьев, а также плавность хода передачи.

Особенностью натяжного устройства является упругий зубчатый венец, который одновременно сцепляется с двумя ветвями цепи - ведущей и ведомой (рис. 25, а). Стремясь восстановить свое первоначальное положение, зубчатый венец натягивает обе ветви цепи (рис. 25, б). Благодаря тому, что ведущая и ведомая ветви цепи движутся в противоположных направлениях с одинаковыми средними скоростями, натяжной венец вращается вокруг своей условной оси без поступательного перемещения вдоль линии центров звездочек и поэтому устанавливается свободно между ветвями без закрепления.




Рис. 24. Схема регулировки натпжени»:

а - направляющей плавкой; 6 - за счет провнсапия холостой ветви

Венцы можно устанавливать на любом расстоянии от ведущей звездочки. При этом рабочие звездочки в цепном контуре могут иметь различные числа зубьев. Однако целесообразно, чтобы число зубьев упругой звездочки на два-три зуба превышало их число у большой звездочки, что дает возможность путем ее перемещения в направлении к меньшей звездочке полностью компенсировать провисание при удлинении цепи при износе шарниров.

Профиль зуба упругой звездочки для пластинчатых цепей всех типов следует выполнять по ГОСТ 592-75, который допускает применение зубьев с повышенной хордальной высотой. В этом случае обеспечивается надежное сцепление упругой звездочки с ветвями цепи при любом положении цепной передачи (горизонтальное, вертикальное и т. д.), а также при движении машины с цепной передачей по неровной почве.

Упругие звездочки для регулировки провисания холостой ветви целесообразно изготовлять с выпуклым сечением зуба в плане (см. с. 167). Такие звездочки обладают способностью самоустанавливаться и тем самым обеспечивать нормальную работу цепной передачи при смещении рабочих звездочек от одной плоскости. Упругие звездочки можно изготовлять из маслостойкой резины и полиэтилена высокой плотности, а пустотелый зубчатый венец из пружинной стали марок 65Г, 60С2 и др


Рис. 25. Цепная передача с упругой звездочкой:

с - исходный контур; б - контур в рабочем положении






Рис. 26. След движеиня цепи при регулировки натижсния;

а - путем передвпжспия оиой из рабочих звездочек; б - упругой .чнездочкой

Проподимыссравнительные испытания работы ценных передач совстроенпымн теизометрическими звеньями при применении различных конструкций натяжных устройств (ручная регулировка, нередвижная опора) показали, что оптимальным является способ регулировки упругой звездочки, при котором наряду с осуществлением автоматической регулировки натяжения холостой ветви значительно снижаются динамические нагрузки (в 1,4-1,7 раза) и повышается плавность хода цепной передачи.

На рис. 26, а показан след движения изношенного звена цепи с шагом, увеличенным на 1,5 %, а на рис. 26, б - та же ценная передача, но со вставленной упругой зпездочкой. Из рисунков следует, что амплитуда колебания в нервом случае в 2-3 раза больн1е. Наблюдаются также повороты звеньев иа прямолинейных участках на угол до 6°, что вызывает дополнительный износ шарниров цепи. При работе цепной передачи с упругой звездочкой (рис. 26, б) амплитуда колебаний и повороты звеньев иа прямо.тинейных участках практически отсутствуют. Применение упругих звездочек для регулировки иатялсения п,епи обеспечивает повышение износостойкости шарниров цени в 1,4-1,6,раза и в значительно больших пределах (в 3-4 раза) - зубьев звездочек, особенно ведомых.

СМАЗКА ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ

Смазка повышает износостойкость и выносливость цепи, а также смягчает удары звеньев о зубья знсздочки и снижает чемнературу нагрева цепи.

Практикой эксплуатации цепных передач установлено, что при работе передачи в условиях смазки исключается проворачивание валиков и втулок в проушинах пластин благодаря снижению крутящего момента в И1арнире цени, возникающего прн зацепле1ши со звездочкой.

Смазочные материалы

Жидкие смазочные масла благодаря удобству нанесения п способности проникать в шарнир цепи получили наибольшее распространение для смазки це1И1ых передач.

При смазке цепных передач со средними параметрами (Л/ <: 50; и <: 2), работающих при температуре окружающей среды 20 "С, марку масла и его вязкость рекомендуется выбирать в соответствии с данными табл. 18.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110