Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110

18. Кинематическая вязкость Vm и марка индустриального масла по ГОСТ 20799-<75 для смазывания цепных передач при температуре окружающей среды 20 °С (Af = 30-=-50, и < 2)

Давление в шарнире цепи, МПа

Скорость цепи, м/с

Vbo. сСг

Марка масла

Давление в шарнире цепн, МПа

Скорость цепи, м/с

Vbo. сСт

Марка масла

Рунная и капельная системы смазки

Непрерывная и картерная смазки

До 10

До I 1 - 5 Св. 5

17-23 28-33 35-45

И-20А И-ЗОА И-40А

До 10

До 5 5-10 Св. 10

17-23 28-33 28-33

И-20А И-ЗОА И-ЗОА

От 10 до 20

До 1 1-5 Св. 5

28.-33 3S.-45 47-55

И-ЗОА И-40А И-50А

От 10 до 20

До 5 5-10 Св. 10

28-33 35-45 35-45

И-ЗОА И-40А И-40А

От 20 до 30

До I 1-5 Св. 5

35-45 47-55 65-75

И-40А И-БОА И-70А

От 20 до 30

До 5 5-10 Св. 10

35-45 47-55 47-55

И-40А И-50А И-50А

Св. 30

Св. 5

47-55 65-75 90-118

И-50А И-70А И-100А

Св. 30

До 5 5-10 Св. 10

47-55 65-75 90-118

И-50А И-70А И-100А

При смазке цепных передач, имеющих параметры, отличные от средних {At > 50; н > 2), а также работающих при температуре окружающей среды, отличающейся от нормальной (0-30 °С), марку масла выбирают по величине кинематической вязкости, определяемой по формуле

Voto = nrVBo*

гдev50 - требуемая кинематическая вязкость масла; fen - поправочный коэффициент на параметры передачи, определяемый по формуле

кт - поправочный коэффициент на температуру окружающей среды, определяемый по формулам:

при температуре окружающей среды 7" < 0° С

при температуре окружающей среды Г> 30 "С

кт = 0,33 YT;

Vjo - кинематическая вязкость масла, рекомендуемого (табл. 18) для смазки цепных передач при заданных давлении в шарнире и скорости движения цепи v.

По величине требуемой кинематической вязкости \хъа по табл. 18 выбирают марку масла.

Пластичные смазки применяют для периодической смазки цепей путем окунания и выдерживания в разжиженном составе. Условия их применения приведены

5 Готовцев А. А. в др.



19. Назначение пластичных <ввутришарнирных) сказом

Условия работы цепи

Смазка

При средних нагрузках, в условиях повышенной влажности, особенно в зимнее время

Универсальная среднеплавкая (пресс-солидол) по ГОСТ 1033 - 79

При высоких нагрузках, в условиях высокой влал<ности при температуре не более 60 "С

Смазка по ГОСТ 1033 - 79

Солидол С по ГОСТ 4366- 76

В тяжело нагруженных открытых передачах

Смазка графитная (УСсА) по ГОСТ 3333-80

При температуре не выше 110 °С

Консталин жировой УТ-1 и УТ-2 по ГОСТ 1957 - 73 или смазка 1-13 жировая

При температуре выше 110 но ие более 400 "С

Смазка по ГОСТ 23510-79

Прн температуре выше 400 °С

Раствор графитного порошка в масле моторном Т (ТУ 38-1-81-266- 72) или в других моторных маслах

20. Смазочные материалы для тяговых цепей при тяжелых условиях работы

Условия работы тяговой цепи

Смазочные материалы

Тяжелые ыеияющ,иеся нагрузки в усло-Ы1ЯХ изменения температуры окружа-клдей среды от -ЬЗО до -30 °С иа открытом воздухе

Солидол - 45%. битум № 3 - 35%. графит - 17%. канифоль - 2%. стеарин - 1%

Тяжелые ударные н меняющиеся нагрузки при затруднении повторной смазки

Мыло - 12%, графит - 10%, масло цилиндровое - 78%

Тяжелые ударные нагрузки при затруднении повторной смазки в процессе работы

Технический вазелин - 80%, графит Т - 15%, горный воск - 5%

Тяжелые режимы при изменяющихся температурных и природных воздействиях и затруднениях повторной смазки

Масло цилиндровое - 60%, техническое сало - 20%, едкий натр (40 °Б) - 20%

Низкая температура окружающей среды [Г = (-30) - (-60) "СЛ

ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267 - 74 Северол-1 ТУ 38-4018-72



в табл. 19, а для цепей, работающих в тяжелых условиях, в особенности для тяговых, - в табл. 20.

Чтобы повысить стойкость и качество солидола и консталина, рекомендуется добавлять в них 10-20 % чешуйчатого графита.

Твердые смазки для цепных передач применяют в том случае, если из-за абразивных загрязнений окружающей среды трудно осуществить смазку обычным способом (капельницей, масляной ванной, в том числе на машинах, передвигающихся по неровной почве), а также при максимальных нагрузках или высоких скоростях, когда нельзя использовать жидкую и пластичную смазки.

Наиболее известные твердые смазки - графит, дисульфид молибдена и пленки из никеля, свинца. Условия применения твердых смазок иа поверхности трения рассмотрены в работе [11].

Способы смазки

При проектировании особое внимание должно быть уделено выбору оптимального способа смазки, а также марки смазочного материала применительно к условиям и режимам работы, разработке конструкций смазочных устройств, установлению периодичности смазки, скорости подачи - капель в минуту и т. д.

Применяют смазку двух видов: периодическую для цепных передач, работающих при скорости V <С2 м/с, и непрерывную - для работы при средних и высоких скоростях.

В табл. 21 приведены способы смазки и рекомендации по выбору оптимального способа при условии, что давление в шарнире цепи находится в допускаемых пределах, а число зубьев меньшей звездочки - в диапазоне г= 13-5-21. В табл. 4 приведены коэффициенты способа смазки.

Способ смазки можно также выбирать по графику (рис. 27) в зависимости от частоты вращения п и диаметра Di меньшей звездочки. Точка их пересечения будет соответствовать способу смазки, необходимому для обеспечения нормальной работоспособности цепной передачи при kc~l. Пользоваться данным графиком особенно удобно при выборе способа смазки для начальной схемы.

При проектировании цепной передачи для работы со скоростью о >• 2 м/о следует одновременно разработать и конструкцию смазочного устройства, а при о < 2 м/с - дать рекомендации по периодической смазке в инструкции по эксплуатации.

Смазку тяговых цепей, работающих в тяжелых условиях, особенно при повышенной влажности и значительных температурных воздействиях или когда жидкую смазку применить невозможно, следует производить следующим образом. После промывки в керосине или бензине цепи погружают в подогретый до 80 °С один из растворов, приведенный в табл. 20, и выдерживают в нем 1-2 ч. Периодичность такого способа смазки 600-800 ч. При расчетах срока службы цепи в этом случае коэффициент смазки следует принимать kc= I.

Рис. 27. График выбора способа смазки по исходным данным - частоте вращения и диаметру меньшей звездочки:

/ - периодическая смазка;

II - капельная смазка;

III - смазка с помощью масляной ванны и обильная капельная смазка (20 - 30 кап/мин): IV - смазка под давлением (разбрызгиванием, циркуляционная, распылением)


1 часчсо

III Шьт



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110