Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110

Б. Хордальная высота зуба для одноходовых звездочек (ГОСТ 592 - 75), мм

Число зубьев звездочек

5-ju

31 - 50

51 и более

До 2,2

=0,003 Д/г <

<(о.е5 ).

., = (0,70--),

Св. 2,2

Примечания: 1. Высоту зуба звездочки при ограничениях наружного диаметра следует вычислять по формуле

где Н - расстояние от оси шарнира до ограничительного элемента на цепи.

2. Высоту зуба звездочки при работе с ударными нагрузками нли в условиях высоких температур (Г > 300 °С) следует принимать5

при я < 2,2 h = \

прн > 2,2 h - \

Ь. Допускается хордальную высоту зуба в передачах нестационарных ма-определять: минимальную - по табл. 5, максимальную по п. 2 табл. S.

6. Хордальнаа высота зуба hf для многоходовых звездочек (ГОСТ Б92 -7Б), мм

Высота зуба при числе ходов т

До 5,5

Св. 5.5 до 7,0

Св. 7,0

(0,10-0,001г) t 0.18< 0,16/

(0.12-0.0005Z) / (0.15-0,005г)/

(0.09-0,0D035z) /

Примечание. Высота не должна превышать максимальную величину

«<max-0,S ( D ctg

Выбор основного профиля зубьев звездочки по надежности сцепления с цепью

Для обеспечения надежного сцепления звездочки с цепью ракомендуется при проектировании цепной передачи предусматривать нормальный способ зацепления (<зц 5» tgi) [27]. Нормальное зацепление имеет место тогда, когда все звенья цепи, нахвдящиеся на дугах обхвата ведомой и ведущей звездочек, контактируют




Ипс. 5. График распределения нагрузки между зубьями:

I - звездочка с высотой зуба по гост 592-56; 2 - звездочка с повышенной высотой зуба по ГОСТ 592 - 75

С зубьями. При ЭТОМ отношение полного рабочего натяжения цепи к натяжению ведомой илн холостой ветви должно быть

-#->3.

Для свободного входа звеньев цепи в контакт с зубьями необходимо принимать радиальный зазор между рабочей поверхностью зуба и траекторией элемента зацепления (рис. 6)

S, > 0,12 D,

а траекториальный зазор образуемый между наружной окружностью зубьев Dg и точкой пересечения траектории движения ролика цепи с осью зуба,

St > 0,2 /.

Для создания условий беспрепятственного выхода звеньев цепн нз впадин зубьев в конце зацепления, особенно для ведомых звездочек, необходимо значение половины угла зуба принимать по зависимости

V > 1,2 arctg х,

где л - коэффициент треиия скольжения в паре зуб звездочки - ролик цепи.

Для повышения надеж1юсти сцепления звеньев цепи с зубьями звездочки следует стремиться к увеличению числа зубьев, участвующих в зацеплении, что обеспечивается применением звездочек с числом зубьев г > 15. В случаях, когда габаритные размеры передачи ограничивают применение таких звездочек, рекомендуется для улучшения надежности сцепления проектировать звездочки с малым числом зубьев, но с повышенной хордальной высотой зуба.

Выполненными экспериментальными исследованиями и сравнительными испытаниями было установлено, что соответствующим повышением высоты зубьев можно значительно увеличить число зубьев, участвующих в зацеплении, и тем самым повысить надежность сцепления. В качестве объекта экспериментальных исследований были приняты звездочки г = 8 (тип 2, табл. 3) с наибольшей хордальной высотой зуба, подсчитанной по формуле

/ шах

= 1.3-

= 1,3-

1,0,

и эти же звездочки, но со срезанными зубьями (kt = 0,5).

В качестве критерия надежности сцепления были приняты число зубьев, участвующих в передаче окружного усилия, и величина давления на зубья звездочки. Действительные их значения определяли путем измерения деформации с помощью тензометров, наклеенных на зубья звездочек.

В результате обработки осциллограмм установлено, что при применении звездочек г = 8 со срезанными зубьями (kt = 0,5) среднее число зубьев, участвующих в зацеплении, составляет 2,87 зуба, а для звездочек с увеличенной высотой при kt - 1,0 -в 1,8 раза больше (в среднем 5,15 зуба).




Рис. 6. Схема построения зуба звездочки:

S - зазор между рабочей поверхностью зуба и траекторией

Полученные результаты позволили сделать вывод, что при работе звездочек с увеличенной высотой зуба (kt = 1,0) действительный текущий угол зацепления в 1,6 раза больше, чем при работе звездочки с kt - 0,5.

Следовательно, звездочка с г = S при kf = 1,0 по надежности сцепления соответствует звездочке г = 13 при kt - 0,5.

Аналогичные результаты были получены при обработке осциллограмм нагрузок, действующих на зубья звездочек. По полученным результатам построена диаграмма давления на зубья по дуге обхвата (см. рис. 5). Из диаграммы следует, что максимальное давление на зуб при работе звездочки с увеличенной высотой зуба примерно в 1,6 раза меньше, чем при работе на звездочке со срезанными зубьями (kt - 0,5).

Таким образом, для повышения надежности сцепления зубьев с цепью необходимо увеличивать хордальную высоту зубьев. Максимальная хордальная высота зубьев определяется формулой (1), полученной из условия, что траектория движения ролика вокруг зуба представляет окружность, описанную из центра соседней впадины (рнс. 6). Однако такое решение является частным случаем и верно лишь для малого числа зубьев (г < 6), а распространение его на звездочки с большими числами зубьев приводит к тому, что полученные значения ft<max являются меньше возможных.

Действительная траектория движения ролика цепи при входе в зацепление с зубом состоит из ряда дуг окружностей, центры которых лежат в центрах впадин зубьев.

Строится траектория движения по методу остановки звездочки. При этом цепь совершает вращательное движение (рис. 7, а) вокруг центра ролика О3 до тех пор, пока ролик 2 не войдет в зацепление с зубом 2. С этого момента цепь поворачивается вокруг центра до тех пор, пока ролик / не войдет в зацепление с Зубом и т. д. Угол поворота цепи вокруг каждого центра впадины равен



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110