Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 [ 55 ] 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110

Основные параметры

Параметры и обозначения

Расчетные величины, мм

Шаг цепи i

12,7

15,875

19,05

25.4

31,75

Расстояние от центра шарнира до

4,76

5,95

7,14

9,52

11,91

рабочей грани звена и

Высота зуба h

10,3

12,4

16,5

20,7

Радиальный зазор е

Расстояние между верхним краем ра-

1,270

1,587

1,905

2,540

3,175

бочей грани звена и точкой, лежащей

в плоскости измерения зуба, Р Расстояние между кромками рабочих граней зубьев Т при а = 60°

14,11

17,73

21,22

28,33

35,35

Расстояние от точки пересечения ра-

20,52

23,92

30,76

41,03

51,34

бочих граней до наружной окружно-

сти с,

Раднус закругления впадины зуба г.

Износостойкость зубьев и выбор материала для изготовления звездочек епределяются контактными напряжениями, возникающими в зоне контакта вубьев с элементами цепи, вычисляемыми по формуле

ОД щах = 0,467]/-

(26)

Максимальное усилие, с которым звено цепи действует на зуб звездочки, определяют по зависимостям [29]: без учета сил трения в контакте

р sin (« -f ei) Рнтех-t sin (304ei)

81 = arctg

sin «г

sin (30° - g)

(27) (28)

- cos «г

ai = 0,216 - 0,185tg (30° - a); с учетом сил трения в контакте

sin («г + ва)

Pv max - Р ва - arctg

Sin (30°+р„-4-еа) sin a.

sin (30° + Рк-«,)

«2

(29) (30)

- cos аг

05= 0,161 - 0,185tg (30° - «2)1 Рк - угол трения между звеном цепи и зубом звездочки.

На рис. 23 представлены решения уравнений (27)-(30) в виде функций числа зубьев, из которых следует, что с увеличением числа зубьев усилие на первом зубе снижается.



Pxmiu/P


Рис. 23. График изменения относительного максимального

усилия "J"- на зубе звездочки для зубчатых цепей; без учета трения в контакте

l--iy;2-e.:

с учетом трення в контакте

При работе цепных передач с зубчатыми цепями ввиду большого числа пластин в одном звене цепи не все пластины одновременно вступают в контакт с зубом, что приводит к растягиванию во времени удара, в результате сила удара снижается. Это и обусловливает небольшой шум передач, уровень которого при болыиих скоростях цепи существенно снижается при работе со звездочками, имеющими шлифованные зубья.

ЗВЕЗДОЧКИ ДЛЯ ЦЕПЕЙ С КРУГЛОЗВЕННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ЗАЦЕПЛЕНИЯ

Звездочки для цепей с круглозвенным элементом зацепления работают в цепных передачах и устройствах со сварными круглозвеииыми грузовыми и тяговыми цепями по ГОСТ 2319-70. якорными литыми цепями по ГОСТ 228-79 и специальными цепями, имеющими элемент зацепления аналогичной формы, например, с круглозвеииыми высокопрочными цепями для горных машин по ОСТ 12.44.013-75.

Передачи со звездочками, зацепляющимися за звенья одного вида, часто не удовлетворяют требованиям эксплуатации. Конструкции звездочек с одновременным зацеплением за горизонтальные и вертикальные звенья, получившие название комбинированных [7], обеспечивают:

повышение в 1,2-1,3 раза предельно допустимого удлинения uiara цепи по зацеплению и кинематической долговечности благодаря отсутствию выпрям.че-ния звеньев цепи при износе их шарниров;

снижение в 1,1 - 1,4 раза максимального усилия воздействия звена цепи иа зуб звездочки за счет увеличения числа зубьев, находящихся в зацеплении;

повышение при работе передачи равномерности движения цепи и уменьшение динамических нагрузок;

повышение в 1,2-1,4 раза износостойкости зубьев звездочки.

Благодаря применению комбинированных звездочек можно повысить скорость движения цепи от 0,5 до 2-3 м/с и одновременно увеличить надежность и долговечность цепных устройств и улучшить их технико-экономические показатели.

Конструктивные схемы построения зубчатых профилей звездочек

При работе звездочек с круглозвеиными цепями зацепление зубьев со звеньями цепи может осуществляться по одной из схем: зацепление за горизонтальные звенья в соответствии с ГОСТ 2319-70 (рис. 24, а), зацепление за вертикальные звенья (рис. 24, б), якорное зацепление (рис. 24, е) и зацепление одновременно за вертикальные и горизонтальные звенья - комбинированное зацепление (рис. 24, г). При зацеплении по первым двум схемам звено цепи наряду с контак-




Рис. 24. Схемы зацепления звездочек с круглозвенными цепями

ТОМ С зубом звездочки по основному профилю контактирует также с впадиной зуба, что предопределяет значительные статические и динамические нагрузки. При этом происходит два удара ведущего звена о звездочку: первый при контакте с впадиной зуба, второй при контакте с зубом звездочки.

Зубчатые профили звездочек при зацеплении за звенья одного вида по схеме построения относятся к типу 4 (см. табл. 2). Применение их сопровождается значительными динамическими нагрузками. Зубчатый профиль звездочек при комбинированном зацеплении по схеме построения относится к типу 5 (см. табл. 2). В этом случае динамические нагрузки почти в 1,5 раза меньше, что объясняется наличием только одного удара звена цепи о зуб звездочки и удвоенного числа зубьев звездочки при сохранении ее габаритов.

При работе звездочек с различными схемами построения зубчатого профиля и схемами зацепления компенсация увеличения шага цепи в результате ее износа в шарнирах осуществляется по-разному. При якорном и комбинированном зацеплениях шарниры цепи перемещаются на окружность большего радиуса. Однако, если при якорном зацеплении в основном изнашиваются шарниры, входящие в контакт с зубьями звездочек, то при комбинированном зацеплении все шарниры изнашиваются равномерно. Увеличение шага цепи из-за износа шарниров компенсируется при зацеплении за горизонтальные или вертикальные звенья путем подъема звеньев, контактирующих с зубьями звездочки, на окружности большего радиуса. При этом звенья, опирающиеся на впадины зубьев, не изменяют своего радиального положения, что приводит к выпрямлению цепи. При достижении некоторого износа зацепление переходит к якорному типу. При этом износ соседних шарниров цепи неравномерен из-за различного относнтель-иого угла поворота звеньев, образующих шарниры. Такой механизм изнашивания шарниров цепи, связанный со схемой зацепления и типом зубчатого профиля звездочек, определяет предельно допустимое увеличение шага цепи 6<г из-за износа, которое ограничивается прочностью цепи. Его вычисляют по формулам:

при зацеплении за звенья одного вида (рис. 24, а, б)



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 [ 55 ] 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110