Промышленный лизинг
Методички
где Ki - коэффициент, учитывающий вид звена цепи, контактирующего с зубом звездочки (если звено горизонтальное, то Ki - 6,9, если вертикальное - Ki= 8,3); Ki - коэффициент, учитывающий форму зуба (табл. 12); Ks - коэффициент, учитывающий число зубьев звездочки и схему зацепления (табл. 13); Ощ - контактные напряжения в шарнире ведущей ветви цепи, с„ = 0,053 г/ Р(Л-У • (38) кшак Рис. 34. График изменения относительного максималь-Р.. ного усилия иа зубе при зацеплении: / - за звенья одного вида; 2 ~ якорном; 3 - комбинированном Анализируя выражение (37), можно сделать вывод, что величина контактных напряжений существенным образом зависит от формы зубьев. Минимальные контактные напряжения возникают в зоне контакта звена цепи и зуба звездочки, если основной профиль зуба прямолинейный, а сечение зуба в плане - вогнутое. С применением зубьев такой формы контактные напряжения уменьшаются в 2,8 раза по сравнению с выпуклым основным профилем и в 2 раза по сравнению с прямолинейным профилем при прямолинейном сечении зуба в плане. В этом случае обеспечивается наибольшая износостойкость зубьев. Контактное напряжение онгагт в начальный период работы цепной передачи (период приработки) достигает значительной величины, что вызывает высокую скорость изнашивания звеньев цепи и зубьев звездочки, а значит и быстрое изменение формы и размеров площадок контакта. По этой причине по мере работы цепного устройства скорость изнашивания элементов цепи и зубьев звездочки снижается. Достичь предельного износа цепи, как правило, не удается из-за 12. Значения коэффициента К:, учитывающего влияние формы зубьев на контактные напряжения
13. Значения коэффициента Кз, учитывающего число зубьев звездочки и схему зацепления
более раннего нарушения зацепления зубьев с шарнирами цепи и пробуксовки цепи на звездочке. Комбинированные звездочки обеспечивают повышение износостойкости зубьев, если число зубьев, зацепляющихся за звенья одного вида, не превышает восьми. При увеличении числа зубьев -у-> 8 повышения износостойкости практически не наблюдается, а из-за увеличения сложности конструкции их применять при нецелесообразно. При больших скоростях движения цепи сила удара звена о зуб звездочки в момент вхождения в зацепление превышает Рншах и существенно влияет на долговечность цепи и звездочки. Динамические нагрузки при работе цепных передач снижаются с увеличением числа зубьев г, зависят от схемы зацепления и характеризуются коэффициентом скорости удара 1ср: при зацеплении за звено одного вида 1ср - 2 при комбинированном зацеплении 360" , • / 180° , \ lev = ( при якорном зацеплении гк 360° Наименьшая скорость удара цепи наблюдается в передачах с комбинированными звездочками (рис. 35). Таким образом, в зависимости от величины шага цепи и числа зубьев звездочки при скорости движения цепи до 0,3-0,5 м/с комбинированные звездочки целесообразно применять в случае, если Рис. 3.1. график изменения среднего коэффициента скорости удара звена цепи о зуб звездочки при зацепле. 72 )f Z,z/Z нированном 7 ~ за звенья одного вида; 2 якорном; 3 - комбн- общее число зубьев <: 16 < 8 . При больших скоростях движения цепи {V > 0,5 м/с) комбинированные звездочки по всех случаях обладают наибольшей износостойкостью. Выбор схемы зацепления по кинематической долговечности передачи Анализ работы звездочек для круглозвенных цепей показал, что долговечность работы передачи в большинстве случаев определяется не износостойкостью шарниров и прочностью цепи, а нарушением зацепления на большей звездочке. Предельно допустимое увеличение шага цепи из условия прочности цепи при заданном режиме работы определяют по формуле « 200 / 3.SP \ где Р - рабочая нагрузка (наибольшая) на одну ветвь цепн; Q - разрывное усилие для цепи. Кинематическая долговечность по зацеплению таких звездочек зависит от хордальной высоты hr. где kp - коэффициент, учитывающий разноразмерность звеньев цепи из-за неравномерного износа шарниров цепи. Коэффициент kp зависит от схемы зацепления: при комбинированном зацеплении kp - I, при якорном зацеплении kp = 1,5, а при зацеплении за звенья одного вида kp= 1,2--1,3. Таким образом, звездочки для комбинированного зацепления обладают наибольшей кинематической долговечностью. Максимальная хордальная высота ftniax. которую могут иметь зубья, ограничивается траекториальными зазорами при входе в зацепление звена цепи с зубом звездочки: при зацеплении за горизонтальное звено Л, шах = (о, 66--) /; при зацеплении за вертикальное звено ft/шax = (0.66--) f. при якорном зацеплении Л, = (0,60-) t. Наибольшей кинематической долговечностью обладают звездочки с зацеплением за вертикальное звено. При проектировании звездочек с максимальной кинематической долговечностью необходимо стремиться к выполнению условия ЗВЕЗДОЧКИ ДЛЯ ТЯГОВЫХ РАЗБОРНЫХ ЦЕПЕЙ ГОСТ 593-75, распространяющийся на звездочки для тяговых разборных цепей по ГОСТ 589-74, предусматривает три конструктивные схемы построения зубчатого профиля: с зацеплением за внутренние звенья цепи (табл. 14, эскиз с)- 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [ 59 ] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 |