Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [ 59 ] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110

где Ki - коэффициент, учитывающий вид звена цепи, контактирующего с зубом звездочки (если звено горизонтальное, то Ki - 6,9, если вертикальное - Ki= 8,3); Ki - коэффициент, учитывающий форму зуба (табл. 12); Ks - коэффициент, учитывающий число зубьев звездочки и схему зацепления (табл. 13); Ощ - контактные напряжения в шарнире ведущей ветви цепи,

с„ = 0,053 г/ Р(Л-У • (38)


кшак

Рис. 34. График изменения относительного максималь-Р..

ного усилия иа зубе при зацеплении:

/ - за звенья одного вида; 2 ~ якорном; 3 - комбинированном

Анализируя выражение (37), можно сделать вывод, что величина контактных напряжений существенным образом зависит от формы зубьев.

Минимальные контактные напряжения возникают в зоне контакта звена цепи и зуба звездочки, если основной профиль зуба прямолинейный, а сечение зуба в плане - вогнутое.

С применением зубьев такой формы контактные напряжения уменьшаются в 2,8 раза по сравнению с выпуклым основным профилем и в 2 раза по сравнению с прямолинейным профилем при прямолинейном сечении зуба в плане. В этом случае обеспечивается наибольшая износостойкость зубьев.

Контактное напряжение онгагт в начальный период работы цепной передачи (период приработки) достигает значительной величины, что вызывает высокую скорость изнашивания звеньев цепи и зубьев звездочки, а значит и быстрое изменение формы и размеров площадок контакта. По этой причине по мере работы цепного устройства скорость изнашивания элементов цепи и зубьев звездочки снижается. Достичь предельного износа цепи, как правило, не удается из-за

12. Значения коэффициента К:, учитывающего влияние формы зубьев на контактные напряжения

Основной профиль зуба

Зацепление

Тип цепи

Сечение зуба в плане

прямолинейное

вогнутое «2 = 0,6rf

Прямолинейный

За горизонтальное звено; за вертикальное звеио; комбинированное

Любой

0,52

Выпуклый

За горизонтальное звено

По ГОСТ 2319 - 70

1.21

0,79

Высокопрочная цепь

1.14

0,71

За вертикальное звено

По гост 2319-70

1.13

0,69

Высокопрочная цепь

1.10

0.67



13. Значения коэффициента Кз, учитывающего число зубьев звездочки и схему зацепления

Зацепление

Число зубьев г,

За звенья одного вида

1,04

0,97

0,92

0,86

0,82

0,79

0,74

0,70

Якорное

1,02

0,98

0,96

0,93

0,90

0,88

0,84

0,81

Комбинированное

0,93

0,90

0,88

0,84

0,81

0,78

0,74

0,70

более раннего нарушения зацепления зубьев с шарнирами цепи и пробуксовки цепи на звездочке.

Комбинированные звездочки обеспечивают повышение износостойкости зубьев, если число зубьев, зацепляющихся за звенья одного вида, не превышает

восьми. При увеличении числа зубьев -у-> 8 повышения износостойкости

практически не наблюдается, а из-за увеличения сложности конструкции их

применять при нецелесообразно.

При больших скоростях движения цепи сила удара звена о зуб звездочки в момент вхождения в зацепление превышает Рншах и существенно влияет на долговечность цепи и звездочки. Динамические нагрузки при работе цепных передач снижаются с увеличением числа зубьев г, зависят от схемы зацепления и характеризуются коэффициентом скорости удара 1ср:

при зацеплении за звено одного вида

1ср - 2

при комбинированном зацеплении

360"

, • / 180° , \

lev = ( при якорном зацеплении

гк 360°

Наименьшая скорость удара цепи наблюдается в передачах с комбинированными звездочками (рис. 35).

Таким образом, в зависимости от величины шага цепи и числа зубьев звездочки при скорости движения цепи до 0,3-0,5 м/с комбинированные звездочки целесообразно применять в случае, если

Рис. 3.1. график изменения среднего коэффициента скорости удара звена цепи о зуб звездочки при зацепле.


72 )f Z,z/Z нированном

7 ~ за звенья одного вида; 2 якорном; 3 - комбн-



общее число зубьев <: 16 < 8 . При больших скоростях движения цепи

{V > 0,5 м/с) комбинированные звездочки по всех случаях обладают наибольшей износостойкостью.

Выбор схемы зацепления по кинематической долговечности передачи

Анализ работы звездочек для круглозвенных цепей показал, что долговечность работы передачи в большинстве случаев определяется не износостойкостью шарниров и прочностью цепи, а нарушением зацепления на большей звездочке.

Предельно допустимое увеличение шага цепи из условия прочности цепи при заданном режиме работы определяют по формуле

« 200 / 3.SP \

где Р - рабочая нагрузка (наибольшая) на одну ветвь цепн; Q - разрывное усилие для цепи.

Кинематическая долговечность по зацеплению таких звездочек зависит от хордальной высоты hr.

где kp - коэффициент, учитывающий разноразмерность звеньев цепи из-за неравномерного износа шарниров цепи.

Коэффициент kp зависит от схемы зацепления: при комбинированном зацеплении kp - I, при якорном зацеплении kp = 1,5, а при зацеплении за звенья одного вида kp= 1,2--1,3.

Таким образом, звездочки для комбинированного зацепления обладают наибольшей кинематической долговечностью.

Максимальная хордальная высота ftniax. которую могут иметь зубья, ограничивается траекториальными зазорами при входе в зацепление звена цепи с зубом звездочки:

при зацеплении за горизонтальное звено

Л, шах = (о, 66--) /;

при зацеплении за вертикальное звено

ft/шax = (0.66--) f. при якорном зацеплении

Л, = (0,60-) t.

Наибольшей кинематической долговечностью обладают звездочки с зацеплением за вертикальное звено.

При проектировании звездочек с максимальной кинематической долговечностью необходимо стремиться к выполнению условия

ЗВЕЗДОЧКИ ДЛЯ ТЯГОВЫХ РАЗБОРНЫХ ЦЕПЕЙ

ГОСТ 593-75, распространяющийся на звездочки для тяговых разборных цепей по ГОСТ 589-74, предусматривает три конструктивные схемы построения зубчатого профиля: с зацеплением за внутренние звенья цепи (табл. 14, эскиз с)-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 [ 59 ] 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110