Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110


г) ff)

Рис. 46. Звездочки с предохранительными устройствами

струкции звездочки в ценной передаче, работая подобно демпферу, гасит колебания нагрузки в цепной передаче.

Для упругого соединения двух соседних валов применяют звездочки с двойной цепью - цепную муфту (рис. 46, д). Муфта легко разбирается без демонтажа валов. Применяемые в ней звездочки должны иметь малое радиальное биение окружности впадин зубьев, так как незначительный перекос валов будет вызывать осевое биение цепи.

Натяжные звездочки (рис. 47), применяемые в цепных передачах, устанавливают как на подшипниках качения, так и иа подшипниках скольжения. Гра-хтпл их прн.мспения зависит от скорости вращения: до 1 м/с применяют подшип-1ШКИ скольжения, свыше I м/с - подшигшикн качения. Если звездочка изготовлена из антифрикцимшых материалов (чугуна, полимеров), то втулку не ставят (рис. 47, э). Установку втулок из чугуна, бронзы, металлокерамики, полимеров предусматривают в натяжных стальных звездочках (рис. 47, и).

Наиболее распространенные натяжные звездочки с подшипниками качения показаны на рис. 47, а. Однако более экономичными являются звездочки, показанные на рис. 47, б, б. Они менее металлоемки. Крышки, удерживаюидае подшипники от осевого перемещения, крепят к звездочкам либо заклепками (рис. 47, б), либо контактной сваркой (рис. 47, в). Пакетные натяжные звездочки (рис. 47, г) не имеют отдельных крышек, удерживающих подшипник, их роль выполняют наружные зубчатые диски. Натяжные звездочки с полыми зубчатыми венцами (рис. 47, д, е) весьма экономичны и надежны. На рис. 47, ою показана натяжная звездочка с наборным шариковым подшипником, у которого роль верхнего кольца выполняет тело звездочки. Более рациональным следует считать применение подшипников с разовой смазкой.



Упругую натяжную звездочку, монтируемую между ведущей и ведомой ветвями цепной передачи и контактирующую своими зубьями (см. рис. 25, гл. 3) с ними, изготовляют из резины со стальными армируюпщми элементами (рис. 47, к) или в виде пружинящих ленточных звездочек. Однако для натяжения цепи и регулирования ее провисания могут быть применены и обычные звездочки, в том числе и изношенные (желательно с числом зубьев, близким к числу вубьев большей звездочки).

Соединения звездочек с валом могут быть выполнены (рис. 48) резъемными и неразъемными, а также подвижными и неподвижными.

Фрикционные соединения применяют преимущественно в тех случаях, когда нагрузка на вал настолько высока, что концентрация напряжений в надрезах при профильных соединениях недопустима (рис. 48, а, б). В частности, это относится к тем случаям, когда диаметр вала по конструктивным соображениям принят наибольшим. Коническое соединение - легкоразъемное (рис. 48, е).

Профильные соединения применяют преимущественно в тех случаях, когда возникает необходимость периодически снимать звездочку с вала (рис. 48, г-ж). Когда ожидается возникновение ударных нагрузок, следует избегать применения призматических или сегментных шпонок, так как в процессе работы они подвергаются смятию, что затрудняет снятие звездочки с вала.

Предварительно-напряженные профильные соединения, как и обычные профильные соединения, обеспечивают точную установку звездочки относительно вала, но не имеют зазора в сопряжении, в связи с чем они больше подходят для работы при ударных нагрузках (рис. 48, з-«).


Рис. 47. Натяжные и оттяжные звездочки




Рис. 48. Соединения звездочек с валом:

фрикционные (а - фрикционные шпонки; б - прессовая посадка; в - коническое соединение): профильные (г - сегментная шпонка; д - призматическая шпонка; е - шлицы; ж - треугольный профиль); предварительно-напряженные профильные соединения (.9 - круглая шпонка; ы - сегментная шпонка: к - клиновая врезная шпонка; л - клиновая врезная с головкой шпонка; м - тангенциальная шпонка)

При небольшой толщине ступицы звездочки на валу крепят штифтами, запрессовывая нх как в ступицу, так и в вал (рис. 49, а).

Наибольшее распространение получили соединения с призматической шпонкой (см. рис. 48, д), ширину Ь и высоту h которой выбирают в зависимости от диаметра вала d. Длину шпонки определяют в зависимости от величины передаваемого соединением момента М по допускаемому напряжению смятия материала ступицы (для стали [о](.„ = 90 МПа; для серого чугуна [а] = 50 МПа).

Длина ступиц звездочек зависит от величины передаваемого вращающего момента и вида соединения с валом. При использовании призматических шпонок длина ступицы должна быть несколько больше, чем длина шпонки.

К разъемным подвижным соединениям следует отнести посадку на ось натяжных, оттяжных и обводных звездочек на подшипниках качения или сколь-


Рис. 49. Фиксация звездочек на валу от продольного перемещения



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110