Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 [ 76 ] 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110

е. Значения усилий Р,, возникающих в цепной передаче за счет приращения длины ведущей ветви [11]

Приращение длины ведущей ветви Д, мм

Межосевое расстояние А, мм

Усилие Р, кН, для цепей по ГОСТ 13568-75

ПР-12,7-900-1

ПР-12,7-1800-2

ПР-25,4-5670

0,2 0,5 1.0 3,0 5.0

0,32 0,80 1,60 4,80 8,00

0,80 2,00 4,00 12,00 20,00

2.90 7,20 14,40 43,00 72,00

0.2 0,5 1,0 3,0 5,0

0,16 0,40 0.80 2,40 4.00

0.40 1,00 2.00 6.00 10.00

1,40 3,60 7,20 21,00 36,00

0,2 0,5 1,0 3,0 5,0

1000

0,08 0,20 0,40 1,20 2,00

0.20 0,50 1.00 3,00 5.00

0,70 1,80 3,60 10,80 18,00

0.2 0,5 1.0 3,0 5,0

1500

0,05 0,12 0,25 0,75 1.25

0,13 0,33 0,66 2,00 3.30

0,50 1,20 2,40 7,00 12.00

собственных колебаний на порядок ниже вынужденных, то сила в ведущей ветви определяется формулой [9, 23}

(20)

В общем случае цепь не подчиняется закону Гука: при увеличении нагрузки в передаче упругое удлинение цепн растет медленнее, чем нагрузка (5J. Однако, поскольку расхождение невелико, для выполнения практических расчетов можно с достаточной достоверностью пользоваться законо.м Гука. Тогда жесткость ветви цепн

(21)

Значения модуля жесткости £0 Цепи для роликовых цепей типа ПР по ГОСТ 13568-75 составляют [9]:

для цепей прн работе под нагрузкой Ев = (2,1-=-2,5) 10 МПа;

для цепей, находящихся под действием предварительного натяжения или собственного веса, Еа= (1,05-=-1,25) 10* МПа.

Усилие Pi, обусловленное погрешностями изготовления и монтажа передачи, ножет достигать значительной величины (табл. 6), поэтому удлинение Aj ведущей ветвн передачи необходимо ограничивать.

Изменение длины Aj ведущей ветвн передачи происходит нз-за радиального биения валов, зубчатых венцов относительно ступиц и наличия зазора между валами и посадочными отверстиями ступиц.



7. Допускаемые значения радиального биения валов 6 цепных передач

Машины

Скорость цепи », м/с

До 3

Св. 8

Стационарные

0,15

0,05

Нестационарные

0,30

0.10

При обеспечении хорошего центрирования ступиц ыа валах по посадкам

8 8

и -г=- величина зазора незначительна и ие оказывает существенного влия-

ния на изменение длины ведущей ветви Д;.

Радиальное биение валов контролируют индикаторами часового типа предварительно при установке валов в центрах и окончательно после монтажа передачи. Величина радиального биения бв не должна превышать значений, приведенных в табл. 7, а радиальное биение звездочек - величин, указанных в табл. 24 гл. 4.

Удлинение ведущей ветви цепн можно определять по приближенной формуле

Д,«0,5 7Су(Дв-Ь 0,5Да), (22)

где Ав и Дз - суммарные радиальные биения соответственно валов и эвездочея передачи.

Усилия в зацеплении

При нормальном положении звеньев цепи на зубьях звездочки условия рав-швесия для всех шарниров цепи идентичны. Рассмотрим равновесие шарнира »", находящегося под действием натяжений смежных звеньев Oz+j и Qi, центробежной силы f ц и реакции Ni, направленной под углом трения рк к нормали основного профиля зуба (рис. 7). Условие равновесия в системе координат XOY имее» вид

5] Л = cos т-• Qi+i cos т - Л/, cos (т-f-у-f Рк) = 0;

5] У = sin т 4- Qfrf sin т - Л/г sin (т -f -v -f рк) ц = 0; f ц = 25ц sin т.

(23)

После решения системы (23) получим формулы для определения усилий

(25}

где а - коэффициент натяжения; b - коэффициент сцепления.

Коэффициенты натяжения а и сцепления b определяют по формулам

sin (у + Рк) . sin (a + v + p„)

sin Иг

sin(a4-Y-fPK) •

(26 (271




Рис. 7. Схема определения усилий при зацеплении втулочно-роликовой цепи со зводочкой

ЛИЙ в шарнире звездочки:

i при

Натяжение в первом звене цепи, прилегающем к ведущей ветви передачи в момент, когда в зацепление с зубом звездочки начинает входить новое звено, равно натяжению ведущей ветви Si. Применив уравнения (24) и (25) для определетш усилий последовательно к 1, 2, .... i шарнирам, получим формулы для определения максимальных усилий в шарнире с номером i:

Qui = {Si-S„)a + S;

A, = (Si-S„)fc.

Подставив в полученные выражения величину иатяжеиия Si ведущей ветви в соответствии с формулой (16), получим окончательные выражения для определения максимальных уси-положении звеньев цепи на зубьях

нормальном

Qin = (kyP + S2f)a + S. (28)

Ni = {kyP + S2f)b. (29)

При настройке передачи по схеме положения звеньев, указанной на рис. 6, контакт звеньев, начиная с некоторого номера i, происходит с нерабочей частью зуба, а усилие Ni (в отличие от схемы, представленной иа рис. 7) действует в противоположную сторону, увеличивая усилие Qi+i по сравнению с Qi-

При решении приведенной задачи получены формулы для определения усилий Qi+i и Ni в звеньях с номером i > /:

Qui = (Sa - 5ц) а"* -Ч 5ц = Saf+ «ц! (30)

Nl-={S2-S)b"- = S2lb"-, (31)

где т - общее число шарниров цепи, находящихся в зацеплении с зубьями звездочки.

Номер шарнира /, разграничивающий область применения выражений (28)- (31), определяют по зависимости

. jn 1

/ - о о

kyP±S

In а

Нагрузка на валы передачи. Валы передачи нагружаются усилиями иатяжеиия ведущей Si и ведомой ветвей передачи и разгружаются центробежным натяжением .8ц. Нагрузку на валы Рв определяют как геометрическую сумму сил по формуле (рис. 8)

Рв = VikyP + Sff + S2f + 2 (kyP + Sf) Sf cos Тш-

Для горизонтальных и наклонных передач величину усилия Рв можно приближенно определять из выражения

PB{l,l5-i-l,20)kyP,

а для вертикальных по зависимости

/>в ~ 1,05 ky.P.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 [ 76 ] 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110