Промышленный лизинг
Методички
Рис. 10. Схема соскакивания последнего звена цепн со звездочки при недостаточном натяжении ведомой ветви ПО мере подъема шарнира умень-шается, то при подъеме звена на-ступаьт его равновесие. Если же угол Yk увеличивается, то последнее звено цепи начинает прыгать поверх зубьев звездочки, после чего обычно начинает прыгать предпоследнее звено и т. д., что приводит к кратковременной пробуксовке цепи и к соскакиванию цепи со звездочки. При большом провисании цепи может наблюдаться также и наскакивание звена цепи на зуб звездочки (см. рис. 18 гл. 3). При малом натяжении ведомой ветви ввиду изменения условий контакта в зацеплении происходит некоторый подъем по зубу одного или нескольких звеньев, примыкающих к ведомой ветви, а затем опускание в исходное положение, что возбуждает сильные колебания ведомой ветви. Последние приводят к увеличению динамических нагрузок, снижению КПД и долговечности передачи. Так как цепной контур всегда имеет минимум две звездочки, уравнение (37) необходимо решать применительно к каждой рабочей звездочке: ftPa" - 0,08zQf In a (38) или если натяжение l-a" Уравнение (38) применяют в случае, если % ведомой ветви удовлетворяет неравенству «2 > OMzQf, (39) а относительная стрела провисания ведомой ветви находится в пределах /г " В других случаях, когда % > а, натяжение ведомой ветви определяют также по формуле (38), но вместо числа шарниров m подставляют действительное число Шд шарниров, зацепляющихся с зубьями звездочки, Шд = m - Дт, где Дщ - целая часть дроби • В этом случае натяжение ведомой ветви удовлетворяет неравенству 0,08zQ Дт-1-1 а величина относительной стрелы провисания должна быть При решении уравнения (38) получаем минимальное остаточное натяжение Sf ведомой ветви, при котором начинается переход от нормального положения звеньев цепи иа зубьях звездочки к предельному. Звездочка, у которой этот переход начинается раньше, а значит остаточное натяжение Sjf должно быть больше, имеет наименьшую надежность сцепления с цепью. Рис. II. Изменение углов обхвата звездочек цепью при большом провисаинв ведомой ветви: а - положение звеньев в покое; б - увеличение угла обхвата на ведущей звездочке при работе В отдельных случаях можно сразу указать звездочку, имеющую наименьшую надежность сцепления с цепью: меньшая ведомая звездочка; ведомая нижняя звездочка в наклонных передачах при г]? 45" и передаточном отношении «> 2,5; меньшая звездочка при относительном прогибе ~ < 0,03 в горизонтальных и наклонных передачах. Таким образом, меньшая звездочка не всегда является наименее надежной в зацеплении с цепью, что обусловлено уменьшением угла обхвата на большей звездочке в вертикальных передачах, если она является нижней, а также увеличением угла обхвата на меньшей звездочке, если она является ведущей, по двум причинам: 1) момент трения в шарнире цепи препятствует изменению формы цепи; 2) инерция движения цепи препятствует изменению направления движения шарнира (рис. И). Особенно снижается надежность зацепления цепи с нижней звездочкой в вертикальных передачах, для которых целесообразно иметь натяжное устройство (см. гл. 3). Выбор оптимального предварительного натяжения Натяжения в ведомой и ведущей ветвях при монтаже передачи равны; их обозначают через Sf. Выбор оптимальной величины предварительного натяжения Sf является основной задачей правильной настройки передачи. Значение Sf выбирают из условия обеспечения нормального положения звеньев цепи иа «меньшей» * звездочке при работе передачи в рабочем режиме. При переходе от статического состояния к рабочему режиму происходит изменение натяжений обеих ветвей передачи: от Sf до Si в ведущей и до Sg в ведомой ветви. Изменение натяжений сопровождается: уменьшением длины Д/, ведущей ветви за счет уменьшения ее провисания; упругим увеличением Д/, длины цепи за счет рабочих и центробежных нагрузок; подъемом звеньев цепи на «меньшей» * звездочке и увеличением дуги обхвата звездочки цепью на величину Д/; изменением длины Д; ведомой ветви передачи как компенсирующего элемента передачи. В зависимости от изменения длины Д/, ведомой ветви различают три типичных перехода от статического к рабочему состоянию передачи: 1) если длина Д/, ведущей ветви в рабочем режиме уменьшается, то предварительное натяжение Sf меньше оптимальной величины 5г„, и работа передачи обеспечивается только за счет подъема звеньев цепи на «меньшей» звездочке * «Меньшая» звездочка «= stq звездочка, имеющая наименьшую надежность сцепле-. ния с цепью. I 2
Phc. 12. Схема и меиения состояния цепи при переходе от статического положения к рабочему режиму: а - при усилии предварительного натяжения меньше оптимального; б - при оптимальном усилии предварительного натяжения; е- - при усилии предварительного натяжения, большем оптимального (перетяжка цепи); / - статическое состояние цепи: 2 - состояние цепи в рабочем режиме И увеличения дуги обхвата на величину А/„, что вызывает переход звеньев цепи в положение, близкое к предельному (рис. 12, с и 5, е): Д/. = Д/, + Д/,-Ч<о; (40) 2) если длина ведущей ветви в рабочем режиме не изменяется, а на меньшей звездочке происходит подъем звеньев цепи и увеличение дуги обхвата Д; только иа величину упругого удлинения цепи Д/, и уменьшения длины Д/, ведущей ветви, причем положение звеньев цепи иа «меньшей» звездочке отличается от нормального незначительно, то предварительное натяжение равно оптимальной величине S/, (рис. 12, б и 5.6): (41) (42) •3) если длина Д/, ведомой ветви в рабочем режиме увеличивается за счет упругого удлинения цепи Д/, и уменьшения длины Дл ведущей ветви передачи при сохранении исходного положения звеньев цепи на «меньшей» звездочке (Л = 0), предварительное натяжение значительно больше оптимальной величины Sf„ (рис. 12, е и 5, с) 4 = 0- (43) Таким образом, границы оптимального предварительного натяжения Sf в передачах определяютси решением уравнений (41) н (42), первое из которых дает минимальную Sfmin. а второе - максимальную Sfax величины предварительного натяжения цепи. Длина ведомой ветви цепи при аппроксимации ее формы провисания окружностью определяется формулой (см. рис. 9) sm X 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 [ 78 ] 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 |