Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58

Таблица 35

Основные технические данные тяговых электродвигателей

Показатели

ЭД-И9 (ТЭП70)

ЭД-и8А (2ТЭ1Л0, М62С, 2ТЭИ6, ТЭМ2)

ЭД-107А (2ТЭ10Л, 2ТЭИ6, М62С, ТЭМ2, ТЭМ7)

ЭД-107 (ТЭЮ, М62С, 2ТЭ10Л, ТЭП10, ТЭМ2)

ЭД-108А

ЭД-108 (ТЭП60)

ЭД-105А

Мощность, кВт

Напряжение, В:

длительное

максимальное

700

Сила длительного тока, А

Угловая скорость якоря, рад/с:

максимальная

243,0

612,0

612,0

607,0

629,0

629,0

628,0

номинальная

73,7

240,0

240,0

240,0

196.0

196,0

196,0

КПД, %

91,0

91,5

91,5

91,5

91,5

91,5

91,7

Передаточное число

4,53

4,53

4,53

2,32

2,32

2,32

Масса двигателя, кг

3250

3100

3100

3100

3350

3350

3200

Длительный момент, 10 Н-м,

49,7

49,7

50,1

47,7

47,7

48,8

Показатель массы:

Ср, кг/кВт

2,57

3,58

3,58

3,33

См, кг/(Н-м)

0,625 1

0,624

0,624

0,617

0,702

0,702

0,655

Минимальный коэффициент воз-

-МЯ.

0,38

0,36

0,36

0,36

0,36

0,36

0,295

буждения


Продолжение иабл. 35

Показатели

ЭД-104А

(ТЭЮ, 2ТЭПЮ)

ЭДТ-200Б (ТЭЗ, ТЭМ1)

W-370Z)L

GL-752E

W-370F

ЕЕ-538

GEM-544 ,

Мощность, кВт

Напряжение, В:

длительное

максимальное

965 .

Сила длительного тока, А

1040

1100

Угловая скорость якоря, рад/с:

номинальная

63,4

52,4

34,0

36,2

78,5

69,5

69,5

максимальная

260,0

230,0

245,0

239,0

245,0

278,0

КПД, %

91,7

91,6

Передаточное число

4,93

4,41

4,53

4,11

4,34

4,41

Масса двигателя, кг

2850

3370 •

3030

3550

3030

2220

2800

Длительный момент, Н-м

4850

3930

7050

7500

6080

5260

6450

Показатель массы:

Ср, кг/кВт

2,26

3,71

1,76

2,01

2,04

1,52

1,65

См, кг/(Н-м)

0,587

0,855

0,430

0,473 ч

0,468

0,421-

0,434

Минимальный коэффициент

0,295

0,25

возбуждения

СП -:-

П р и м е ч ан н е. Электродвигатели МС-ЗЮ н С£,-752Евыпускают в США, ЕЕ-538 - в Англии, GEM-544 - во Франции.




Рис. 181. Схема зубчатой передачи тягового электродвигателя

тродвигателЯ ПОСТОЯННОГО тока и Щгпяу = - 250-f-300 рад/с для асинхронного тягового электродвигателя.

Полученное по уравнению (64) передаточное число уточняют, приняв целые числа зубьев зубчатых колес, и проверяют по наибольшему допустимому значению диаметра делительной окружности большого зубчатого колеса

D,==mz]<D„-2ib,-g),

где m - модуль зацепления, m = 10ч--т-13 мм; 2 - число зубьев большого зубчатого колеса; 63 - расстояние от головки рельса до кожуха передачи (рис. 181); 63 > 120 мм; g- - расстояние от низшей точки кожуха редуктора до делительной окружности, g = 15-19 мм.

В табл. 35 приведены основные технические данные тяговых электродвигателей постоянного тока тепловозов. При оценке совершенства конструкции электродвигателя используют показатель, характеризующий диапазон изменения угловой скорости якоря, т. е. условия работы электродвигателя на локомотиве

Ср = тдШгсс/РюоМгтах. (5)

Для тяговых электродвигателей магистральных тепловозов Ср = = 2,4-4-2,6 кг/кВт. Ориентировочно массу генератора и массу электродвигателя находят из выражений (62) и (65)

Шг = CinferProo/COoo; /Пд = СрР1ооЮ2тах/Ю2оо •

(66)

(67)

§ 49. РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ЛОКОМОТИВА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ПОСТОЯННОГО И ПЕРЕМЕННО-ПОСТОЯННОГО ТОКА

Тяговую и экономические характеристики тепловоза с электропередачей рассчитывают и строят по рабочим характеристикам тяговых электрических машин, которые могут быть получены путем полного электромагнитного и электромеханического расчета машин или на основании их универсальных характеристик. При предэскизном и эскизном проектировании локомотивов используют второй способ.

у электрических машин одного и того же назначения с одинаковой системой возбуждения и выполненных из одних и тех же магнитных и электрических материалов безразмерные характеристики близки. Универсальные характеристики (характеристики намагничивания, внешние характеристики генераторов, электромеханические характеристики электродвигателей) соответствуют

lj06

• 1,6

Рис. 182. Универсальные

характеристики тягового

генератора тепловоза:

г и 2 - кпд генератора со-

ответственно постоянного то-

ка и-синхронного; 3 - на-

1,00

- 1,0

пряжение генератора

0,98

-.0,8

0,96

0,8

характеристикам подобных машин и представляют собой зависимости между величинами, отнесенными к их базовым значениям. Обычно в качестве базовых выбирают номинальные значения величин. Кроме того, из теории подобия известно, что электрические, магнитные, механические потери мощности в машине-модели должны составлять такую же долю от ее полной мощности, какую они составляют в машине-оригинале. Это условие не является определяющим, но из него следует, что для подобных машин зависимость tj/ti ( /оо) также близко совпадает. Справедливость этого положения подтверждают графики (рис. 182). Заштрихованная площадь - зона расположения графиков зависимости т1г/т1гоо (/г гоо), характеризующей тяговые генераторы тепловозов постоянного тока мощностью 700-2200 кВт. С незначительной погрешностью указанную зону можно заменить некоторой средней кривой /. Кривая 2 представляег собой ту же зависимость для синхронных тяговых генераторов тепловозов с учетом звена постоянного тока.

При изменении тока генератора от до Iy, мощность генератора (в кВт)

Р,-{/Л-10-». <68)

Разделив, равенство (68)на равенство (61) и учитывая, что

Реп = const и Рс = const, ПОЛуЧИМ Т1г/Т1гоо =(f/r/(/roo)-(/r roo)

Ur = (Т1г/Т1гоо)/7г>

(69) 317



где Vt = Uj-lUr и- /г = /г г<х, - относительные значения напряжения и тока генератора.

Используя выражение (69), строят безразмерную требуемую внешнюю характеристику генератора (кривая 3, рис. 182) в зоне ограничения по мощности первичного двигателя. Для подобных машин зависимости ЦтЫгсо (/г) идентичны, следовательно, идентичны и зависимости Uj. (/р). На этом основании требуемую безразмерную внешнюю характеристаку тяговых генераторов тепловозов в зоне ограничения по мощности первичного двигателя относят к универсальным характеристикам.

Напряжение на зажимах электродвигателя изменяется в соответствии с внешней характеристикой генератора. Кроме того, для расширения диапазона изменения силы тяги f„ и скорости движения V, в котором используется полная мощность дизеля, или для уменьшения массы генератора при заданном диапазоне изменения F„ и у осуществляют регулирование магнитного потока тяговых электродвигателей.

Универсальными характеристиками тягового электродвига-теляч тепловоза (рис. 183) принято считать зависимости М (/)

и ©2 (/) при постоянном коэффициенте возбуждения (а = const) и при регулировании напряжения на зажимах электродвигателя обратно пропорционально току нагрузки (в соответствии с требуемой внешней характеристикой генератора, кривая 3 на рис. 182).

Эти характеристики имеют вид

где М и Мое - текущее и длительное значения момента электродвигателя; соа и (йсВ - текущее и длительное значения угловой


скорости якоря электродвигателя;. / и /оо - текущее и длительное значения тока электродвигателя; /в - ток возбуждения электродвигателя.

В предварительных расчетах универсальные характеристики тяговых электрических машин используют для построения их действительных характеристик. Расчет требуемых характеристик тяговых электрических машин выполняют следующим образом.

Рис. 183. Универсальные характеристики тягового электродвигателя:

1-4 - угловая скорость прн коэффициенте возбуждения а, равном соответственно 0,25; 0,38; 0,60 и 1,0; 5 - скорость движения прн U /U = 1.0 и а = 1,0; 6-9 -

г/ гоо в

крутящий момент при а, равном соответственно 1,0;

0,6; 0,38 и 0,25

1..Выбирают схему соединения тяговых электродвигателей и наибольшее значение напряжения генератора Ujjnax- Практикой проектирования тяговых генераторов для подвижного состава установлено, что наивыгоднейшее i/rmax = 850-4-950 В получают при смешанном соединении тяговых электродвигателей, {/тах = = 6504-750 В при параллел>ном. В этих случаях масса передачи, приходящаяся на единицу мощности, наименьшая.

2. Выбирают наибольшую угловую скорость соашах якоря электродвигателя и по формуле (64) определяют передаточное число зубчатой пары, соединяющей вал электродвигателя с кЪле-сами локомотива.

3. Определяют коэффициент возбуждения тягового электродвигателя. По (УСЛОВИЯМ коммутации значение должно быть не менее 0,3-0,38. Если < 0,5, то необходимо выбирать промежуточную ступень регулирования.

4. Находят относительное значение максимальной скорости движения тепловоза и соответственно относительное значение максимальной угловой скорости якоря электродвигателя, при которой используется полная мощность дизеля:

(70)

где Umax - максимальная скорость движения, при которой используется полная мощность дизеля. Для магистральных тепловозов imax = iKi ДЯ маневровых Vmsx = (0,64-0,8) и.

5. По универсальной характеристике тягового электродвигателя (см. рис. 183) находят для известных значений и соатах относительные значения минимального тока электродвигателя и генератора при полном использовании мощности дизеля-

6. По универсальной характеристике главного генератора (см. рис. 182, кривая 3) для определенного значения /„щ находят относительную величину максимального напряжения генератора 77

- г шах •

7. Определяют значения напряжения и тока тяговых электрических машин в длительном режиме

гшах - гшах/гтах!

/roo=Prco-10Wroo. (72)

Пользуясь полученными f/r<x, и /га,, на основании безразмерной характеристики строят внешнюю характеристику главного генератора. Силу тока / и напряжение U тяговых электродвигателей находят по напряжению и току генератора в соответствии с принятой схемой их соединения.

8. Вычисляют момент Моо и угловую скорость cojoo электродвигателя в длительном режиме

«2 = W2„Uoo/Uh; (73)

ЛГ«, = Р1ооТ1оо/«2оо, • (74)



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 [ 52 ] 53 54 55 56 57 58