Промышленный лизинг
Методички
Ш Р,,о,кВт где Tjoo -LKПД \ электродвигателя в длительном режиме, выбираемый по графику;(рис. 184). По найденным значениям соаоо, М«, и /оо на основании универсальных характеристик тягового электродвигателя (си. рис. 183) строят его действительные электромеханические характеристики. Характеристику силы тяги автономного локомотива с электрической передачей строят по электромеханическим характеристикам тяговых электродвигателей. Задаваясь угловой скоростью электродвигателя щ, по электромеханическим характеристикам находят соответствующий этой скорости момент М. Затем по известным соа и Л1 определяют скорость движения V = l,8D„co2/«Mx Рис. 184. Зависимость КПД тягового электродвигателя от мощности при длительном режиме (75) и силу тяги локомотива (76) Определив таким образом значения у и F„ для каждого режима работы электродвигателей, строят характеристику силы fяги F„ (у) в зоне ограничения по мощности дизеля. Пример. Рассчитать основные параметры электрической передачи переменно-постоянного тока и -построить характеристики тяговых электрических машин. Исходные данные: номинальная мощность дизеля Pes = 2940 кВт; угловая скорость вала дизеля (йн= 104,5 рад/с; скорость тепловоза в длительном режиме t»oo = 50 км.ч; конструкционная скорость тепловоза t»jj = 160 км/ч; число тяговых электродвигателей п = 6; диаметр ведущих колес локомотива Dk= 1,05 м; коэффициент свободной мощности дизеля Рс0.94. Принимаем параллельное соединение тяговых электродвигателей, максимальное напряжение генератора на выходе звена постоянного тока f/rmax = 750 В, максимальную угловую скорость вала электродвигателя щ цях. = 228 рад/с и минимальный коэффициент возбуждения электродвигателя «в mm = 0,38. Передаточное число по формуле (64) «мх = (1,8-1,05-228)/160 = 2,7. Мощность генератора в длительном режиме на выходе звена постоянного .тока по формуле (61) гоо = 2960.0,94-0,96 = 2660 кВт. Мощность тягового электродвигателя в длительном режиме по формуле (63) 1оо = 2660/6 = 444 кВт. Относительная максимальная угловая скорость вала электродвигателя по формуле (70) «>2тах/<»2оо = Voo = 160/50.0 = 3,2. Угловая скорость вала электродвигателя и вращающий момент в длительном режиме по формулам (73) и (74) <»2оо =«2тах/3.2 = 71 рад/с; 444 ООО 0,92 71.0 = 5750 Н-м. Приведенный к ободу колес КПД электродвигателя определяем по графику (рис. 184). При Pj = 444 кВт получаем = 0,92. Минимальную относительную силу тока генератора /mm = 0,69, при которой используется полная мощность дизеля max = 3,2, ав mm = 0,38), находим по графикам (см. рис. 182). Для этого значения силы тока по графику находим максимальное относительное значение напряжения генератора t/rmax = 1,45. Длительное выпрямленное значение напряжения и силы тока генератора по (юрмулам (71) и (72) соответственно равны t/.„=-m = 517B; /гоо = 1.45 2660-10» 517 = 5140 А. Сила тока электродвигателя в длительном режиме 00 = оо/« = 5140/6 = 855 А. Масса генератора и электродвигателя по формулам (66) и (67) составляюх /Пр = 0,165-1.45 ff; = 6100 кг; 104,5 = 3350 кг.
Действительную внешнюю характеристику генератора с учетом звена постоянного тока получаем при пересчете безразмерной характеристики (см. рис. 182) по формулам и, = и,и,; /,= 7Лоо- В результате расчета получаем следующие значения. 7р... f/p . . . /р, А . . f/p, В . . Действительные электромеханические характеристики электродвигателя получаем при пересчете универсальных характеристик (см. рис. 183) по формулам созйрдароо; М=ММ; I = IU. Результаты расчета электромеханических характеристик электродвигателя и тяговой характеристики тепловоза для различных значений коэффициента «в сведены в табл. 36. Скорость движения тепловоза рассчитана по формуле (75). а сила тяги по формуле (76) при КПД зубчатой передачи т]мх = 0,98. Результаты расчета тяговой характеристики тепловоза с электрической передачей постоянного тока
§ 50. РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ЛОКОМОТИВА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА В электрической передаче переменного тока в качестве тягового используют асинхронный короткозамкнутый электродвигатель (АД). Угловая скорость ротора асинхронного электродвигателя (1-S), (77) где fi - частота питающего АД напряжения; р - число пар полюсов АД; s - скольжение. Из выражения (77) видно, что для плавного регулирования угловой скорости АД в широких пределах необходимо в таких же пределах регулировать частоту тока питающей сети. При частотном управлении АД необходимо регулировать не только частоту, но и амплитуду напряжения статора. Соотношение между частотой и напряжением, подаваемым на статор АД при частотном управлении, называют законом частотного управления АД. Наиболее общий закон частотного управления для идеализированного АД (активное сопротивление обмотки статора rj = = О, магнитная цепь не насыщена, охлаждение принудительное), позволяющий обеспечить оптимальный режим его работы при синусоидальной форме напряжения, записывают в виде (78) где у = UlV - относительный параметр напряжения; а = = /i/fiH - относительный параметр частоты; р, = М1М - относительный параметр момента вращения; U, f, М - текущее значение соответственно напряжения, частоты, момента; U„, /iH. -Лн - номинальное значение соответственно напряжения, частоты, момента. Учитывая падения напряжения в обмотках статора, формулу (78) можно представить в виде: при постоянном моменте нагрузки £i/fi = const; (79) при постоянной мощности £j /; = const. (80) Здесь El = Сх/хФ - ЭДС электродвигателя; Ф - магнитный поток; Cj - машинная постоянная. Частота тока ротора АД пропорциональна его абсолютному скольжению fa = (wi - щ) /р2п, где coi - угловая скорость магнитного поля статора. В теории частотно-управляемого электропривода частоту тока ротора и абсолютное скольжение оценивают по относительному параметру Р = (cOi - C02)/(0i„ = faZ/iH. Относительное скольжение ротора S = (coi - сог)/®! = flfi = р/а. Угловая скорость ротора 0)2 = 0)iH (а - Р)- При аналитических расчетах характеристик частотно-управляемого АД относительный параметр р играет такую же роль, как и относительное скольжение s при постоянной частоте питающего напряжения. При электрической передаче любого типа для поддержания постоянной мощности дизеля напряжение генератора в рабочей зоне примерно должно быть обратно пропорционально току нагрузки. Поскольку напряжение, приложенное к АД, изменяется по тому же закону, что и напряжение генератора, то для каждой зоны внешней характеристики генератора выбирают оптимальный закон частотного управления АД. Первоначальный разгон поезда целесообразно проводить при постоянной силе тяги и постоянном моменте АД. Поэтому в зоне ограничения тока генератора управление АД отвечает формуле (79). В зоне ограничения по мощности дизеля мощность, подводимая к АД, Pi я=! const. В этой зоне регулирование АД осуществляют по зависимости (80). 11* 323 Выпрямитель звена достоянного тока обладает односторонней проводимостью. Обмен реактивной энергией между генератором и АД отсутствует. Поэтому выпрямленный ток генератора определяется активной составляющей тока нагрузки (АД). При этом, если регулирование АД в зоне ограничения силы тока генератора отвечает формуле (79), а в зоне ограничения по мощности дизеля формуле (80), то практически соблюдается равенство /</ = Ф. (81) где Id = /d d«,; Ф = Ф/Фоо, Id и /</оо - текущее и длительное значения выпрямленного тока генератора; Ф и Фе - текущее и длительное значения магнитного потока АД. Как указывалось вьше (§ 48), масса и размеры генератора зависят от коэффициента регулирования напряжения генератора. В электропередаче постоянного и переменно-постоянного тока при прочих равных условиях fep понижается при уменьшении коэффициента возбуждения ав электродвигателей. В электропередаче переменного тока с АД значение обусловлено характеристиками и регулировочными свойствами АД и принятым законом частотного управления. В результате расчета установлено, что если управление АД отвечает формуле (81), то для поддержания постоянной мощности дизеля во всем диапазоне изменения силы тяги и скорости движения тепловоза требуемый коэффициент регулирования напряжения = 1,9-4-2,5. Для уменьшения коэффициента применяют двухзонное регулирование АД при Pi const. Первая зона соответствует изменению напряжения генератора от И до /тах- Вторая зона соответствует условию d = dmax = const; d = dmln = const. При возрастании частоты /i (скорости движения) это условие может быть выполнено только путем увеличения абсолютного скольжения АД. Увеличение частоты при постоянном напряжении приводит к уменьшению магнитного потока двигателя, поэтому такой режим работы АД аналогичен ослаблению магнитного потока электродвигателя постоянного тока. Момент, который развивает АД в режиме И- = const, /i = = var, уменьшается примерно обратно пропорционально квадрату частоты (скорости движения тепловоза). В то же время сила тяги (момента АД), соответствующая требуемой тяговой характеристике тепловоза, уменьшается примерно обратно пропорционально скорости движения (чатоты). Это приводит к уменьЩе-нию перегрузочной способности АД. Таким образом, при заданном диапазоне изменения скорости движения локомотива уменьшение коэффициента ограничено снижением перегрузочной способности АД.
S Л/пах Рис. 185. Графики зависимости krf («гаах) при kn = const: /, 2, 3, 4, 5 - кривые, соответствующие Лц, равному 1,5; 1,4; 1,3; 1,2 и 1.1 Перегрузочную способность АД оценивают коэффициентом ka, который равен отношению критического крутящего момента Мкр к его текущему значению М. В расчетах принимают *nmin =1,204-1,25. На рис. 185 приведены графики зависимости = = f (ttmax) При ka = COnst ДЛЯ теПЛО- возных АД (где - требуемый коэффициент регулирования напряжения генератора; аах - требуемое наибольшее значение коэффициента регулирования частоты). При этом max При построении внешней характеристики генератора в зоне ограничения по напряжению необходимо знать требуемую величину draax = г- Ее определяют следующим образом. 1. Находят активную мощность, потребляемую АД в длительном режиме, = (82) где Pdoo - длительная мощность генератора на выходе звена постоянного тока; - КПД инвертора, ц„ » 0,97. 2. Определяют передаточное число «„х по формуле (63) и угловую скорость ротора АД в длительном режиме по формуле (77). 3. Определяют частоту тока АД. В длительном режиме Лес =ро)2со/2я(1 -s), (83) где S = 0,0254-0,040. Для тепловозных АД рекомендовано принимать число пар полюсов р = 3. Дальнейшее увеличение числа пар полюсов приводит к возрастанию частоты тока fi при той же угловой скорости соа, вследствие чего уменьшается коэффициент мощности и растут потери в стали АД. В режиме наибольшей скорости движения локомотива А max = flccf к/f со. (84) 4. Вычисляют максимальное значение относительного параметра частоты araax==/lmax l=o. (8) 5. По графикам («щах), приведенным на рис. 185, для принятого значения Vmm находят коэффициент kj. при а - «„ах-Очевидно, что найденное значение коэффициента регулирования 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 [ 53 ] 54 55 56 57 58 |