![]() |
![]() |
![]() |
Промышленный лизинг
Методички
топливо и химия Физико-химические свойства топлив, применяемых в автотракторных двигателях, должны отвечать определенным требованиям, зависящим от типа двигателя, особенностей его конструкции, параметров рабочего процесса и условий эксплуатации. Для современных автомобильных карбюраторных двигателей в основном применяются бензины прямой перегонки и крекинг-процесса или их смеси. В табл.1 приведены в соответствии с ГОСТ 2084-67 основные показатели автомобильных бензинов. Табл ица 1
Автомобильные бензины, за исключением бензина марки АИ-98, подразделяют на виды: а) летние - предназначены для применения во всех районах страны, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 октября; в южных районах допускается применение летних видов бензинов в течение всего года; б) зимние - предназначены для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах страны, в остальных районах с 1 октября по 1 апреля. в период перехода с бензина летнего вида на зимний и наоборот допускается в течение одного месяца применять бензин как зимнего, так и летнего вида, а также их смеси. Основным показателем автомобильных бензинов является октановое число, характеризующее способность бензина противостоять детонации и в основном определяющее максимально допустимую степень сжатия. Для карбюраторных двигателей без наддува ориентдровочно можно принять следующую взаимосвязь допустимой степени сжатия и необходимого октанового числа топлива: Степень сжатия Октановое число 5,5-7,0 7,0-7,5 7,5-8,5 8,5-10,5 66-72 72-76 76-85 85-100 При использовании наддува необходимо применять топливо с повышенным октановым числом. Для двигателей с воспламенением от сжатия применяют более тяжелые фракции нефти - дизельное топливо, получаемое прямой ререгонкой или смешением продуктов прямой перегонки с каталйти-яеским газойлем (не более 20% в составе смеси). В соответствии с ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73 дизельное автотракторное топливо выпускается следующих марок: А - арктическое дизельное автотракторное топливо, рекомендуемое для дизелей, работаюшлх при температуре -50° С и выше; 3 - зимнее дизельное автотракторное топливо, рекомендуемое для дизелей, работающих при температуре -30° С и выше; Л - летнее дизельное автотракторное топливо, рекомендуемое для дизелей, работающих при температуре 0° С и выше; С - специализированное дизеитьное топливо. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в табл. 2. Основным показателем дизельного, топлива является цетановое число, которое в первую очередь определяет способность топлива к самовоспламенению, что является необходимым условием работы Таблица 2 Показатели Нормы по маркам топлива Цетановое число, не менее . . Фракционный состав: 50% перегоняется при температуре, °С, не выше . . . 90% перегоняется при температуре, °С, не выше . . . Фактические смолы на 100 мл топлира, мг, не более ...... Сера, %, не более...... Водорастворимые кислоты и ш,е- лочи.............. Механические примеси и вода . 30 0,4 30 0.5 40 0,5 30 0,5 30 0,2 0 0,2 50 0,2 50 0.2 Отсутствуют двигателя с воспламенением от сжатия. В некоторых случаях повышение цетанового числа топлива достигается добавлением в него специальных присадок (нитраты и различные перекиси) в количестве 0,5-3,0%. Кроме указанных топлив для автомобильных и тракторных двигателей применяют различные виды природных и промышленныс горючих газов. Газообразные топлива транспортируют в баллонах в сжатом или сжиженном состоянии, а подаются непосредственно в двигатель через подогреватель (или теплообменник-испаритель), редуктор и смеситель. Таким образом, независимо от агрегатного состояния транспортируемого газа в двигатель поступает газовоздушная смесь. Все виды топлив, используемых в автомобильных и тракторных двигателях, представляют собой смесь различных углеводородов и отличаются элементарным составом. Элементарный соав жидких топлив (бензин, дизельное топливо) обычно выражается в единицах массы (кг), а газообразных - в объемных единицах (м* или моль). Для жидких топлив С + Н + О = 1, V (1) где С, Н и О - массовые доли углерода, водорода и кислорода в 1 кг топлива. Для газообразных топлив ЕС„Н„0, + N2=1, (2) где C„HmOr - объемные доли каждого газа, входящего в 1 м или в 1 моль газообразного топлива; N2 - объемная доля азота. Средний элементарный состав бензинов и дизельных топлив в массовых долях представлен в табл. 3, а газообразных топлив в объемных долях - в табл. 4. Таблица 3
% 2. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ПРИ СГОРАНИИ ТОПЛИВА Для полного сгорания массовой или объемной единицы топлива необходимо вполне определенное количество воздуха, которое называется теоретически необходимым и определяется по элементарному составу топлива. Для жидких топлив G + 8Н - о) L = -J- (±л.Л.-.-9Л " 0,208 V 12 4 32 У * 1*це lo - теоретически необходимое количество воздуха в кг для сгорания 1 кг топлива, кг возд/кг топл; Lo - теоретически необходимое количество воздуха в кмоль для сгорания 1 кг топлива, кмоль возд/кг топл; 0,23 - массовое содержание кислорода в 1 кг воздуха; 0,208- 1объемное содержание кислорода в 1 кмоль воздуха. Причем 0 = P-bU, (5) где = 28,96 кг/кмоль - масса 1 кмоль воздуха. Для газообразных топлив где Lo - теоретически необходимое количество воздуха в моль или м для сгорания 1 моль или 1 м топлива (моль возд/моль топл или мвозд/м топл). В зависимости от условий работы двигателя, способа регулирования мощности, Типа смесеобразования и условий сгорания топлива на каждую массовую или объемную единицу, топлива приходится количество воздуха, которое может быть больше, равно или меньше теоретически необходимого для полного сгорания топлива. Отношение действительного количества воздуха / (или L), участвующего в сгорании 1 кг топлива, к теоретически необходимому количеству воздуха lo (или Lq) называется коэффициентом избытка воздуха: а = Шо = ULo. (7) Для различных двигателей при номинальной мощности принимаются следующие значения а Карбюраторные двигатели.......... Двигатели с форкамерно-факельным зажиганием Дизели с неразделенными камерами и объемным смесеобразованием .................. Дизели с неразделенными камерами и пленочным смесеобразованием ................ Вихрекамерные дизели .............. Предкамерные дизели............... Дизели с наддувом................ 0,80-0,96 0,85-0,98 и выше 1,50-1,70 1,50-1,60 1,30-1,45 1,40-1,50 1.30-2.2 В двигателях с наддувом, к;огда осуществляется продувка цилиндров воздухом, используют суммгГрный коэффициент избытка воздуха Ос = <РпС1. где = 1,0 - 1,25 - коэффициент продувки четырехтактных двигателей. Снижение а - один из эффективных путей форсировки рабочего процесса двигателя. Для заданной мощности двигателя уменьшение (до определенных пределов) коэффициента избытка воздуха приводит к меньшим размерам цилиндра. Однако с уменьшением величины а возникает неполнота сгррания топлива, ухудшается экономичность и увеличивается термическая напряженность двигателя. Практически полное сгорание топлива в двигателе возможно только при а > > 1, так как при а = 1 невозможно получить такую совершенную смесь топлива с воздухом, в которой каждая частица топлива была бы обеспечена необходимым количеством кислорода воздуха. Горючая смесь (свежий заряд) в карбюраторных двигателях состоит из воздуха и испарившегося топлива и определяется величиной ![]() Mi = aLo + \1тт где Ml - количество горючей смеси (кмоль гор.см/кг топл); /п - молекулярная масса паров топлива, кг/кмоль. Для различных топлив принимаются следующие значения т: Для автомобильных бензинов ....... /«=110-120 кг/кмоль Для дизельных топлив /«=180-200 кг/кмоль Величиной 1/тт при определении Mi для двигателей с воспламенением от сжатия пренебрегают, как относительно малой по сравнению с объемом воздуха. Поэтому для этих двигателей Ml = aLo. Для газовых двигателей М\ =aLo. (10) где Ml - количество горючей смеси (моль гор.см/моль топл или гор.см/м топл). Для любого топлива масса горючей смеси mi = а/о + h где mi - массовое количество горючей смеси, кг гор.см/кг топл. При полном сгорании топлива (а >» 1) продукты сгорания состоят иЗ углекислого газа СОг, водяного пара НгО, избыточного кислорода Ог и азота Щ. Количество отдельньчс компонентов продуктов сгорания жидкого топлива при-а>- 1: [ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 |