Промышленный лизинг
Методички
CO Cf Ч CO • (ff-ff)h H zes- % = 3-/5-0 НИ ">/ H 809- = • {3-3)1 fv w-H = = (/-/)дг H №£ = j-;g0, да Ot~0-.ClCn - -OOtOCiCN - - C4<N-" - СЧСЧ - - - <N -++++++1 I I 7 1 + I" 1 + CD<NVOOtGOCOlOlO<*-lO Ю - too-co-- m COOICO-.00-(O-*-tD-ФООЮ о to •* t~<o (ООО л Ю M I in +++++++++++7 ++++++++ tj-tO-i - - -itD0O<N-*tD0pt~-M 00 to О О 00 00 О О to •* co о 00Ю co <n to Ю r- 00 m to oo OJ oo tO 00 co - toooicto-COCOOlc t~o-*ooocoooooi С0С000О001ГЭ-*00О I I I I <NtD000C4-00 00t~O<N-ctDtD- co 3 . .ф - 3 сч -. сч I I Ю00 .J00 - 0> о COJ- CO coo о о о - CD СЧ CO о г-СЧ 00 - CD г-со Ю СЧ СП 00 о со •* со СЧ 00 со 00 - CD Ю СЧ 00 - С5-.t оо СЧ - т*-о о CD СЧ 00 Ю I СО-*СО-*СО I I q4-C4CTiO-4-CD-- -CD Ю I 11111 111 •* С t-- - с -1СЧ1. CO CO lO CD c4 - сч CD co сч . oo . h co - i - сч I I 7 I I 177 CO СЧ с - . p.- - с о C3> C3> < 00 I I . CDOO- CO -p C4-СЛ СЛСЧСЧСПОСЧСЧ1П c4ooc40ootmJ2coo-*-*c4U3iocooo" - 7 111 I ++++++1 I I I и CD СЧ 00 - <J1 <J> co cd о СЧ co cjiooo I 00 СЧ -СЧСОЮСЧ-чСЧСООО - Ю - ОСЧ - OC5C4 00 00 C4C50C4C4lOCDC4 - - co--0pc4c0C400C4ot~iogc0OTi-ti- ioc3> счшюсооо"-- co - 7711177711 ++!l?XT+ i I I 7777 11177 - CO I CO - ЮО •S- C0 05 CD - 17 I ++++ CO СЧ C5 Э0 in CO CS ООСЧ +++++177 I 1777 I I++ 1 + 00 a. о CM •* - СЧ I §5 1 00 00 in •ЮСЧ - inl- - OOOCCtCTl - 00OC0t-.-00CDCT)a500L0C400 +++++ I 77 I I77 M I++ 1 + obcDcioooooioOiOO-ooOlncчoooooocчc-.cчoo £~3<inOJOi.*t>*iOC3>iOC3>OCDOOOO-ctj--C3>r--00iOl-*C4C4C3>t~ OOCDC4C4cnOC4CD-*C3>C3>C3>-*- CD00C4C400C4C0CnttC4C4t~O С-00ГСТ>00С5ООЮ-нСЧС0 - СЧСЧ ++1 1 + 00 CDC OOCDOOOCJ) 00 CD - CD - ---- C5 m r--- C5 CO .<t-о Tt- O - C3> Oi -0-*C3> OCDC3>CD сч сч COqCO 04счсо-iqC4cOCM - -ogg о Oi 00 00 r-O 00 СОСЧЮЮ-Ф „- Ф 60 Ю a? , , . (3>in- о CD •* •* C3> о lO --ФО C4qC5 - C4CDininC4QC4COC4 I +7+++++ I I I СОЮСЧ C4 04cot--- csco-c-jj-inin cjoottj-cicnin -tco in Ю о о о m 10 00 Ю о in слг < " 7 I+++ I tM*-1ЮОСОС5-iCDiOCNtDOiOOOlO "--1+ ( I I ++++- I I+++ " I I ) СЧ •* СЧ > СЧ tj-O СЧСЧСЧ СОСЧ о о о - СЧО 00 СОСЧ •Фсяа- cs-5t>c?c4-* - СЧ г-•* СЧО •* ю •*счс?о (Dine? - -* - - СЧ С3> СЧ - СЧ 00 сз> "гЗ-фоослслслслоогсосотсососо I 7.77++++++ I М++ СЧ Ю со СЧ со Ю Ю СЧ 00 СЧ о Ю С5 Ю со Ю СЧ ooioioooiootcost-Hiooco g"-• to ю ю со сч <о о lo ооююоо 7 I I I I I •si.co---.-.-...... OOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOQOOOO сосослсчюоо--фг-ососогооспсчтсогоо--ФГОСОСОСЛСЧ - - - C4C4C4COCOCOcOCOCO-*-*-*-*-*ininiOcOCOCOCOt- где. = 1 + <?(ак1)=1 + 0,71(3- 1) = 2,42; значения q = 0,71 и Око = 3 определены при расчете коренной шейки; е„, = 0,69 - масштабный коэффициент, определенный по табл. 48 при с?ш.ш = 80 мм; = 0,87 - коэффициент поверхностной чувствительности, определенный по табл. 49 для внутренней поверхности шейки (сверление), на которую выходит масляное отверстие; для сечения В - В От = (W + amin)/2 = (75,9 + 21,3)/2 = 48,6 МПа; = (W - аш-п)/2 = (75,9-21,3)/2 = 27,3 МПа; °ак = =„ / (м.£„о) = 27,3 : 2,42/(0,69 - 1,2) = 79,8 МПа. где = 2,42; = 0,69 (как и для сечения / -/); га = 1,2 (как и для коренной шейки). Запас прочности шатунной шейки от нормальных напряжений определяется: для сечения / - / - по пределу усталости (при От< 0) СИ 340 I + «о "л 68,5-1-0,18 (-8,3) = 5,07; для сечения В - В - по пределу текучести, так как 79,8 = 1,64< = 9,1; 48,6 1-{,, rho = а,/(с„, + о J = 370/(79,8 + 48,6) = 2,88. Общий минимальный запас прочности шатунной шейки для наиболее нагруженного среднего сечения В - В п = пп. I у п1 + п\ = 2,88 - 3,50 2,88 + 3,502 = 2,22. Расчет щеки. Максимальный и минимальный моменты, скручивающие щеку: Мк.щшах = П. 0,5(/,.и + Л) = 6990 - 0,5 (37 + 26) ЮЗ = 220 Н-м; Мк.щшш = Г;.„ - а,5(/к.ш + Л) = -20 270 - 0,5(37 + 26) 10-= = = - 639 Н-м. Максимальное и минимальное касательные напряжения знакопеременного цикла щеки W = Л1к.щшах / Wu, = 220 - 10-«/(25,66 - 10-«) = 8,6 МПа; T„,i„ = Мк.щ 639 - 10-«/(25,66 - 10-«) = - 24,9 МПа, где Г,щ= dM2= 0,292 • 130 - 26 - 10-9 =-25,66 . iQ-e-момент сопротивления щеки, м; Ь = 0,292 определен по данным § 54 при b/h = = 130/26 =5,0. Среднее напряжение и амплитуды напряжений = (шах + min)/2 = (8,6- 24,9)/2 = - 8,15 МПа; „ = (шах - min)/2 = (8,6 + 24,9)/2 = 16,75 МПа; ак = а / (мхвпх) = 16,75 • 0,75/(0,57 . 0,7) = 31,5 МПа, где = 0,6[1 + (7(ак. - 1)] = 0,6[1 + 0,6(1,4 - 1)] = 0,75 - коэффициент концентрации напряжений, определенный по формулам (222) и (224); q = 0,60 - коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжений, определенный по графику (см. рис. 95) при Og =800 МПа и Оке = 1,4; ока = 1,4 - теоретический коэффициент концентрации, определенный по табл. 47 при г.к =4/26 =0,15; е„х = 0,57 - масштабный коэффициент, определенный по табл. 48 при b = 130 мм; Ent = 0,7 - коэ4)фициент поверхностной чувствительности, определенный по табл. 49 для необработанной щеки в месте перехода к галтели. Запас прочности щеки от касательных напряжений определяют по пределу усталости (при 0); ги =--=-= 5,84. ак + т 31,5-1-0,08 (-8,15) Максимальное и минимальное нормальные напряжения щеки Os max Рш max/- = 602 • 10-в/(14,6 • 10-6) -1- (32 550 • 10-«)/(3380 • 10-*) = 50,9 МПа; Os min = Мн.щ mln /ащ "Ь Рщ mln/щ = = - 601 • 10-6/(14,6 . 10-6) + (- 32 500 • 10-6/(3380 -10-6) = = - 50,8 МПа, где Мн.щ max = 0,25 (/(, „ах "Ь/(нг) к.ш = 0.25 (103 ООО - 37 900) х X 37 • 10-« = 602 Н-м; Мн.щшш = 0,25 {Къшы + KrIк.ш = 0.25 х X (-27100 -37 900) • 37-10-3 = -601 Н-М; Рщтах = 0,5((smax-+/(на) = 0,5(103 000 - 37 900) = 32 550 Н; Рщпип = 0,5(/(smin + + /(н2) = 0,5(-27 100 -37 900) = -32 500 Н; /(ах = ЮЗ кН = = 103000 Н и /(5imin = -27,1 кН = -27100 Я взяты из табл. 40; Ц7.Щ = 6/iV6 = 130 - 26-10-9/6 = 14,6• 10-6 м; fщ= 6Л = 130 • 26 -10-е = = 3380. 10-6 м Среднее напряжение и амплитуды напряжений: = (ашах + amin)/2 = (50.9 - 50,8)/2 = 0,05 МПа; а„ = (ашах - аш1п)/2 = (50,9 + 50,8)/2 = 505 МПа; где fe, = l-b (7((Хк.- 1) = 1 + 0,&(1,4- 1) = 1,24; q = 0,6; <Хк. = = 1,4 и еш = = 0,7 определены "при подсчете касательных напряжений; е„а = 0,62 определен по табл. 48 при 6 = 130 мм. Так как = -ii=2900> = 9,1, то запас прочнос- 0.05 °ак = °а» / (5м.еп.) = 50.85 • 1,24/(0,62 - 0,7) = 145 МПа, «70 "т "."f 1-L ти щеки от нормальных напряжений определяют по пределу усталости 1Ь = °-1/(°ак + т) = 340/(145 + 0,18 • 0,05) = 2,34. Общий запас прочности щеки nn,nJVr&+ =2,34-5,84 2,34 + 5,84 =2,17. Глава XIV РАСЧЕТ КОРПУСА ДВИГАТЕЛЯ § 57. БЛОК-КАРТЕР У большей части современных автомобильных и тракторных двигателей блок цилиндров выполнен заодно с верхней частью картера и называется блок-картером. К блок-картеру крепят и в нем размещают различные механизмы и отдельные детали двигателя. При работе двигателя блок-картер воспринимает значительныединамические и тепловые нагрузки. Схема передачи сил давления газов через элементы блока определяет силовую схему блок-картера. В современных автомобильных и тракторных двигателях наибольшее распространение получили следующие силовые схемы: с несущим блоком цилиндров; с несущим блоком рубашек и с несущими силовыми шпильками. При несущем блоке цилиндров силы давления газов передаются через- головку блока цилиндрам и рубашкам, представляющим собой единую отливку. Головку блока крепят к блок-картеру с помощью шпилек или болтов, ввертываемых в блок цилиндров. При несущем блоке рубашек силы давления газов растягивают в осевом направлении только рубашку, а вставные гильзы цилиндров испытывают только радиальное давление от газовых сил. Головки блока крепят к блок-картеру шпильками, ввертываемыми в тело блока рубашек. В схемах с несущими силовыми шпильками силы давления газов передаются силовым шпилькам, которые стягивают головку блока и цилиндр. Обычно длинные силовые шпильки проходят через головку и блок цилиндров и ввертываются в верхнюю часть картера. В двигателях с воздушным охлаждением применяют в основном две силовые схемы соединения головки блока, цилиндра и картера: 1) с несущими силовыми шпильками и 2) с несущим цилиндром. В первом случае длинные силовые шпильки стягивают головку блока и цилиндр и ввертывают в картер. Во втором случае с помощью коротких шпилек или болтов цилиндр крепят к картеру, а головку блока навертывают на цилиндр или присоединяют ее к нему с помощью коротких силовых шпилек. Блок-картёр должен обладать высокой прочностью и жесткостью. Увеличение жесткости блок-картера достигается за счет оребрения его перегородок, применения туннельного картера, расположения плоскости соединения нижней половины картера с верхней ниже плоскости разъема коренных подшипников, а также других конструктивных мероприятий. Материалом для блок-картера обычно служит серый чугун СЧ44; СЧ40, СЧ 15-32 и СЧ32, а также алюминиевые сплавы АСЛ4 и СЗ-26 (силумин). Конструкция блок-картера и его габаритные размеры определяются назначением, условиями работы и мощностью двигателя. Толщина перегородок чугунного блока и стенок водяной рубашки обычно не превышает 4-7 мм, а толщина перегородок и стенок верхней половины картера - 5-8 мм. В алюминиевом блок-картере толщина стенок соответственно увеличивается на 1-3 мм. Одним из наиболее важных конструктивных показателей блок-картера является отношение расстояния Lo между осями соседних цилиндров к диаметру D цилиндра. Величина LJD характеризует компактность двигателя по длине. Она зависит от схемы расположения, конструкции и длины коренных подшипников, размеров шатунных шеек, типа гильз и других конструктивных факторов. В табл. 64 (данные взяты из [1]) приведены отношения LJD для блок-картеров различных двигателей с жидкостным и воздушным охлаждением. Таблица 64 Конструкция двигателя Карбюраторный двигатель Однорядный С сухими гильзами, коренные подшипники скольжения расположены через два цилиндра (двухпролетный вал)................ Однорядный с однопролетным коленчатым валом и с подшипниками скольжения............ V-образный с последовательным расположением шатунов на шейке вала и с подшипниками скольжения Двигатели с роликоподшипниками в качестве коренных опор ................... Двигатели с воздушным охлаждением ...... 1,20-1,24 1,20-1,28 1,33 1,30 1,15-1,36 Дизель 1,25-1,30 1,47-1,55 1,30 Расчет блок-картера на прочность представляет большие трудности в определении действующих усилий из-за сложности конфигурации и здесь не приводится. § 58. ГИЛЬЗА ЦИЛИНДРА Гильзы цилиндров являются наиболее нагруженными деталями двигателя. Они испытывают напряжение от действия сил газов, бокового давления поршня и тепловых нагрузок. Тяжелые условия ра- боты гильз цилиндров приводят к необходимости использовать для их изготовления высококачественные легированные чугуны СЧ28-48 и СЧ35-56 или азотируемую сталь 38ХМЮА. Основные конструктивные размеры гильз устанавливают с учетом получения необходимой прочности и жесткости, обеспечивающей отсутствие овализации цилиндра при сборке двигателя и во время его работы. Толщину \ чугунной стенки гильзы обычно принимают по экспериментальным данным. Толщину стенки гильзы, выбранную конструктивно, проверяют по формуле, применяемой для расчета цилиндрических сосудов: К.р = 0,5D{У{о, + 0,4р,)/(а, - 1,3р,) - 1), (320) г - допустимое напряжение на = 50-60, для стальных втулок где D - диаметр цилиндра, мм; а растяжение (для чугунных втулок о о, = 80-100 МПа); р, - давление газов в конце сгорания, МПа. При расчете гильзы цилиндров на прочность определяют напряжения только от основных нагрузок: максимального давления газов, бокового давления поршня и перепада температур в стенке. Наиболее опасной нагрузкой является максимальное давление сгорания ргшах, вызывающее растягивающее напряжение по образующей цилиндра и по его кольцевому сечению (рис. 107). Растягивающее напряжение СТр от действия сил газов определяют по приближенной зависимости, которая не учитывает неравномерности распределения напряжений по толщине гильзы: Рис. 107. Расчетная схема линдра гильзы ци- =р = Ргтах D/(28r), (321) где Ргтах - максимальнос давленис газов, условно отнесенное к положению поршня в н. м. т., МПа; D - диаметр цилиндра, мм; \ - толщина стенки гильзы цилиндра, мм. Допускаемые напряжения Ор для гильз цилиндров, выполненных из чугуна, изменяются в пределах 30-60 МПа, а для стальных - 80- 120 МПа. Растягивающее напряжение по кольцевому сечению гильзы °; = РгшахО/(48г). (322) Величина Ор определяется в основном для несущих гильз двигателей воздушного охлаждения, у которых разрыв по образующей цилиндра менее возможен за счет усиления стенок ребрами. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 |