Промышленный лизинг
Методички
Действительная степень повышения давления в компрессоре Адиабатическая работа (Дж/кг), определенная по действительной степени повышения давления: Адиабатический к. п. д. компрессора Г1ад.к = Г„(4*-»/*-1)/(П-Г„). (417) Полученное значение к. п. д. компрессора должно удовлетворять требованиям ГОСТ 9658-66 (табл. 67) для нагнетателей данного типоразмера. Коэффициедт напора Величина Яад.к не должна отличаться от принятого в расчете Яад.к более чем на 2-4%. Мощность (кВт), затрачиваемая на привод компрессора: Лк = ад.кСв/(1000т1,д.к). (418) Газовая турбина В комбинированных двигателях внутреннего сгорания применяют осевые и радиальные турбины. В автомобильных и тракторных двигателях в основном используют малоразмерные одноступенчатые радиальные турбины. При небольших расходах газа и высоких окружных скоростях радиальные турбины имеют более высокий к. п. д., чем осевые. Поэтому в соответствии с ГОСТ 9658-66 радиальные турбины применяют для турбокомпрессоров ТКР - 7 - ТКР-23 (см. табл. 67). Осевые турбины применяют при диаметрах колес турбокомпрессоров 180 мм и выше. Входной направляющий аппарат малоразмерных турбин для автомобильных и тракторных двигателей может быть лопаточным или безлопаточным. При безлопаточном направляющем аппарате расчетные параметры газового потока на входе в рабочее колесо обеспечиваются специальным профилированием улиточной части корпуса турбины. Рабочие колеса газовых турбин выполняются обычно осерадиаль-ными (рис. 125). Такая конструкция колеса обеспечивает наиболее полное срабатывание энергии выпускных газов. На рис. 125 буквой с обозначены абсолютные скорости, w - относительные, и - окружные. Сечение О -О относится к параметрам газа перед турбиной, / - / - на выходе газа из направляющего аппарата (перед входными кромками рабочих лопаток), II -II - к параметрам газа за турбиной. Окружные составляющие абсолютной скорости имеют индекс и, радиальные - г и осевые - а. Вид А Рис. 125. Схема проточной части радиальной турбины При газодинамическом расчете турбины исходными данными являются результаты предыдущих расчетов (теплового расчета двигателя и компрессора). В свободном турбокомпрессоре совместная работа газовой турбины и компрессора обеспечивается: при соответствии частоты вращения ротора турбины частоте вращения ротора компрессора: при равенстве мощностей турбины и компрессора: при наличии определенной зависимости между расходами газа через турбину G, воздуха через компрессор и воздуха и топлива через двигатель; (419) где Gr - количество выпускных газов, поступающих на турбину от двигателя, кг/с. Температуру газов перед турбиной можно определить по данным теплового расчета двигателя из уравнения теплового баланса по температуре выпускных газов Гр. Величина Тр зависит в основном от параметров газа в конце процесса расширения, от коэффициента избытка воздуха а, давления в ресивере, теплообмена в выпускном тракте и других факторов. Точно определить температуру Гр газа трудно, поэтому е находят по приближенной зависимости без учета работы газов в цилиндре во время выпуска и гидравлических потерь в выпускных органах: (420) где 1,3 ч-1,5 -средний показатель политропы расширения газов в цилиндре во время выпуска; рр - давление газа в выпускном патрубке, МПа. Температуру выпускных газов tp, состоящих из смеси отработавших газов слродувочным воздухом, определяют методом последовательных приближений из выражения Cptp где Ср, Ср, Ср - мольные теплоемкости соответственно продуктов сгорания при температуре/р, воздуха при температуре 4 и смеси продуктов сгорания с воздухом при температуре tp. Температуру Г, газа перед турбиной с известным приближением можно принять равной температуре выпускных газов Тр, т. е. Г, = = Гр. Необходимо иметь в виду, что температура газа перед турбиной при длительной работе двигателя не должна превосходить допустимых значений, указанных в табл. 67. : Противодавление р2 за турбиной обычно принимают на основании опытных данных. Величина рг зависит в основном от длины и конфигурации отводящего трубопровода и гидравлических сопротивлений глушителя. Для оценки к. п. д. турбины т!, можно воспользоваться рекомендациями ГОСТ 9658 -66 (табл. 67) в соответствии с принятым типоразмером турбокомпрессора (см. расчет компрессора). Общий к. п. д. турбины включает все механические потери в турбокомпрессоре. Эффективность турбокомпрессора оценивают коэффициентом полезного действия, представляющим собой произведение к. п. д. турбины и компрессора. Таким образом, к. п. д. турбокомпрессора •тк = •тЛад.к . (421) Для современных турбокомпрессоров titk ;= 0,48-f-0,62. Давление Рт газа перед турбиной определяют из баланса мощности на валу турбокомпрессора (Nk - Лт): I - fer - I ад. к (422) I- / где Т1т - общий к. п. д. турбины (принимается ориентировочно). Направляющий аппарат. В направляющем аппарате турбин автомобильных и тракторных двигателей обычно срабатывается лишь часть подводимой энергии газа. Поэтому они являются реактивными. Перераспределение теплоперепада в ступени турбины характеризуется степенью реактивности рт, которая представляет отношение теплопе- репада, срабатываемого, в рабочем колесе, к общему теплоперепаду. Для радиально-осевыХ турбин оптимальная степень реактивности Рт s= 0,45 ч-0,55. Полная адиабатическая работа расширения газа (Дж/кг) в турбине /-ад.т = Ьад.к ев/(г1тГ1ад.к Gr). (423) Адиабатическая работа расширения в направляющем аппарате ZC = (1-Рт)ад.т. Абсолютная скорость Ci (м/с) газа перед рабочим колесом с, = Ф,>, (424) где фс - коэффициент скорости, учитывающий потери в направляющем аппарате. Для радиально-осевых турбин с диаметром колес 80-180 мм фе = 0,92ч- 0,96. После нахождения абсолютной скорости ci определяют температуру Ti газа на выходе из направляющего аппарата ([сопла): Г, = Гт 2Мг/(г- Характер течения газа в проточной части направляющего аппарата турбины определяется числом Маха: Mi = ci/a, = Oi/VWi, (425) где ui - скорость звука, м/с. Если /Vfi< 1, то поток газа -дозвуковой и сопло турбины должно быть конфузорного типа (суживающееся). Для определения радиальной Cir и окружной Сщ составляющих абсолютной скорости Ci необходимо задаться величиной угла oj выхода газового потока из направляющего аппарата. Величина угла oj изменяется в широких пределах (ai= 124- 27°) и принимается исходя из условия получения максимального значения к. п. д. турбины. Радиальная и окружная составляющие абсолютной скорости газа (м/с) перед рабочим колесом (рис. 125) Cir = Ci sin aj; Ci„ = c cos aj. Окружной скоростью Ui на наружном диаметре колеса обычно задаются, стремясь обеспечить оптимальную величину параметра быстроходности турбины: (426) X = Ui/Сад, адиабатическая скорость истечения где Сад = г2Laд.к - условная газа, м/с. Значение х должно находиться в диапазоне 0,65-0,70. Величину «1 обычно принимают несколько большей скорости ui„, чтобы повысить к. п. д. турбины. При этом условии угол входа потока на лопатки рабочего колеса будет больше 90°: р1 = 90° +arctg Значение Pi должно находиться в интервале 75-Ц0°. Если П0°< < 75°, то необходимо скорректировать а, и р,. Относительная скорость потока (м/с) Wi = Cir/sin Pi. Наружный диаметр (м) рабочего колеса Dl = 60«i/(u«). Входной диаметр направляющего аппарата определяется величиной Dq/Dj, которая в выполненных конструкциях турбин изменяется в пределах 1,3-1,5: Do = Dj{D„/Dj). В рассматриваемых типах турбин число направляющих лопаток Zl < 20. Потери энергии в направляющем аппарате (Дж/кг) зависят от Ci и ф: ALe = (l/9?-1) с?/2. (427) Установив величину потерь ALc, можно найти отношение п. - I (428) и, следовательно, определить давление газа на выходе из направляющего аппарата р..= рЛГ./Т ("-). где «с - показатель политропы расширения в направляющем аппарате. Плотность газового потока (кг/м*) на выходе из направляющего аппарата Р1 = Р1 • miRTi). Ширина лопаток (м) направляющего аппарата определяется из уравнения неразрывности: fe; =Gr/(irDiPiCisinai). (429) Рабочее колесо. В межлопаточных каналах одноступенчатого рабочего колеса процесс преобразования потенциальной энергии газового потока в кинетическую заканчивается. Величина адиабатической работы расширения газа в колесе турбины определяется степенью ее реактивности: LpK - Ртад.т (430) Конструктивные параметры рабочего колеса приведены в табл. 68. Таблица 68
Для радиально-осевых колес с диаметром Di 70+ 140 мм число лопаток составляет 22 =10+ 18. Рекомендуется колеса с наружным диаметром Di = 70+ 85 мм проектировать с числом лопаток = = 10+12, ас диаметром Dj = ПО + 140 мм - с числом лопаток 22=13+18. Относительная средняя скорость газа на выходе из рабочего колеса aJ2=Va? + 2LpH -и?(1 - Д:р), (431) где ф - коэффициент скорости, учитывающий потери в рабочем колесе турбины (для осерадиальных турбин ф = 0,80+ 0,85); Djp = = Dacp/Di - относительный среднеквадратичный диаметр колеса на "выходе. Величина окружной скорости колеса (м/с) U2CP = "Acp/Dj. Считая выход потока газа осевым (сг = Сг), из треугольника скоростей (см. рис. 125) находят величину абсолютной скорости (м/с) на выходе из колеса Са = ]/ а - «2cp. Температура газа (К) на выходе из колеса где О/ = 0,04+ 0,08 - коэффициент дисковых потерь. (432) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 [ 54 ] 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 |