Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 [ 61 ] 62 63 64

S 79. РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ

Расчет подшипников скольжения на основе гидродинамической теории смазки заключается в определении минимально допустимого зазора между валом и подшипником, при котором сохраняется надежное жидкостное трение. Расчет обычно производится на режиме максимальной мощности. Минимальный слой смазки в подшипнике по гидродинамической теории смазки

Лт1„=55- 10-Vnd/(*epXc). (483)

где ц - динамическая вязкость масла, Н • с/м; п - частота вращения вала, об/мин; d - диаметр вала (диаметр шатунной или коренной шейки), мм; ср - среднее удельное давление на опорную поверхность подшипника, МПа; х = Д/ относительный зазор; Д -: диаметральный зазор между подшипником и валом, мм; с - I + d/l- коэффициент, характеризующий геометрию вала в подшипнике; / - длина опорной поверхности подшипника, мм.

Динамическая вязкость масла зависит в основном от двух факторов: от сорта масла и в еще большей степени от температуры. В табл. 75 приведены значения вязкости в зависимости от температуры для некоторых отечественных автомобильных, тракторных и дизельных масел. При выборе значения вязкости масла следует учитывать, что средняя температура масляного слоя в подшипниках, залитых баббитом, находится в пределах Т = 363-=- 373 К, а в подшипниках, залитых свинцовой бронзой, - Г = 373 ч- 383 К.

Таблица 75

Динамическая вязкость л, Н-с/м*

&

Автотракторные масла

Дизельные масла

АК-6

АКЗп-6

АК-10

AKn-lO

АК-15

Дп-8

Дп-11

Дп-14

383 373 363

0,00412

0,00520 0,00657

0,00412 0,00520 0,00657

0,00657 0,00843 fl,01160

0,00657 0,00843 0,01160

0,01020 0,01360 0,01960

0,00568 0,00716 0,00912

0,00725 0,00912 0,01235

0,00824 0,01130 0,01600

Величина диаметрального зазора между подшипником и шейкой зависит от диаметра шейки и материала заливки. Диаметральный зазор дл шеек диаметром 50-100 мм находится в пределах: при работе в Подшипниках, залитых баббитом, А = (0,54-0,7) 10" d, а при работе в подшипниках, залитых свинцовистой бронзой, Дг= = (0,7 ч- 1,0) 10"d. Для шатунных шеек, поданным А. М. Гугина [8], Д = 0,007Vdm.m мм, где d.n, - диаметр шатунной шейки, мм.

Коэффициент запаса надежности подшипника

К = Лшщ/Лкр > 2, (484)

где Лкр - величина критического слоя масла в подшипнике, при котором возможен переход жидкостного трения в сухое:

.. Кр = К + К + К- (485)

Критический слой масла в подшипнике определяется величинами неровностей поверхностей вала и подшипника Лц, а также h учитывающей Искажение геометрических форм сопряженных деталей Однако учитывая, что неровности, зависящие в начальный момент только от вида механической обработки поверхностей, при работе двигателя уменьшаются (за счет приработки), а определение величины Лг крайне затруднено, для приближенных расчетов можно принимать

Лкр = + Лц. 48gj

Значения "Лв и Ад (мм) при различных видах механической обработки поверхностей находятся в пределах:

Алмазное растачивание............. 0,00030 о 00160

Чистовое шлифование.............. 0,00020 о 00080

Чистовое полирование или хонингование .... 0,00010 О 00040

Суперфиниш ................... 0,00005 о]оо025

Расчет шатунного подшипника карбюраторного двигателя. На

основании данных расчета шатунного подшипника (см. § 55) имеем: диаметр шатунной шейки d., = 48 мм; рабочая ширина шатунного вкладыша 4.ш = 22 мм; среднее удельное дабление на поверхности шейки ш.ш.ор = 10.5 МПа; частота вращения коленчатого вала п = = 5600 об/мин.

Диаметральный зазор

А = 0,007 yiZ = О 007 = 0,0486 мм.

Относительный зазор х = ш.ш = 0,0486/48 = 0,001. \ Коэффициент, учитывающий геометрию шатунной шейки:

с = 1 -f d.m/r = 1 + 48/22 = 3,18. Минимальная толщина масляного слоя

ftmin = 55 . 10->Пбгш.ш/(ш.ш.свХС) =

= 55 • 10-» • 0,0136 . 5600 . 48/(10,5 • 0,001 -3,18) =. 0,006 мм,

гдец = 0,0136Н . с/м"- определяется по табл. 75 для масла АК-15 при Т = 373 К (подшипник залит свинцовистой бронзой). Величина критического слоя масла

йкр = Ав Ч- Лп = 0,0007 + 0,0013 = 0,002 мм,

где Ав = 0,0007 - величина неровностей поверхности шейки после чистового шлифования, мм; = 0,0013 - величина неровностей поверхности вкладыша после алмазного растачивания, мм. .Коэффициент запаса надежности подшипника

К = Лтш /Лкр= 0,006/0,002 = 3.

Расчет коренного подшипника дизеля. На основании данных расчета коренных подшипников (см. § 56) имеем: диаметр коренной шейки



ш = 90 мм; рабочая ширина коренного вкладыша /к.ш = 27 мм; среднее удельное давление на поверхности коренной шейки к.ш.ср = = 15,4 МПа; частота вращения коленчатого вала п = 2600 об/мин.

Диаметральный зазор для подшипника, залитого свинцовистой бронзой, принимаем:

Д = 0.9 . 10-" . йк.ш = 0.9 • 10-" • 90 = 0,081 мм.

Относительный зазор

X = Шк.ш = 0,081/90 = 0,0009 мм.

Коэффициент, учитывающий геометрию коренной шейки:

c = l + dк.ш/C.ш=l + o/27 = 4.зз.

Минимальная толщина масляного слоя

Лшт = 55 . 10-9цПЙе.ш/(.ш.сРХС) =

= 55-10-" • 0,0113 . 2600 • 90/(15,4 • 0,0009 • 4,33) = 0,0024 мм, где» = 0,0113 И • с/м* - определяется по табл. 75 для масла Дп-14 при Т = 373 К.

Величина критического слоя масла

Лкр = Ав + = 0,0004 + 0,0007 = 0,0011 мм, где Лз = 0,0004 - величина неровностей поверхности шейки после чистого шлифования, мм; h„ = 0,0007 - величина. неровностей поверхности вкладыша после алмазного растачивания, мм. Коэффициент запаса надежности подшипника

К = hmJKp = 0,0024/0,0011 = 2,18.

Глава XIX

РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ § 80. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Охлаждение двигателя применяется в целях принудительного отвода тепла от нагретых деталей для обеспечения оптимального теплоюго состояния двигателя и его нормальной работы. Большая часть отводимого тепла воспринимается системой охлаждения, меньшая - системой смазки и непосредственно окружающей средой.

В зависимости or рода используемого теплоносителя в автомобильных и тракторных двигателях применяют систему жидкостного или воздушного охлаждения. В качестве жидкого охлаждающего вещества используют воду и некоторые другие высококипящие жидкости, а в системе воздушного охлаждения - воздух.

Каждая из указанных систем охлаждения имеет преимущества и недостатки. К преимуществам жидкостного охлаждения следует отнести:

„„„ п,"" эффективный отвод тепла от нагретых деталей двигателя б б тепловой нагрузке;

/ "Ь1стрый и равномерный прогрев двигателя при пуске; двигатУ""""" применения блочных конструкций цилиндров

\ лШая склонность к детонации в бензиновых двигателях; лее стабильное теплоюе состояние двигателя при изменении режима его работы;

ньшие затраты мощности на охлаждение и возможность исполь-Не "•ой энергии, отводимой в систему охлаждения. "Достатки системы жидкостного охлаждения: 3j оольшие затраты на обслуживание и ремонт в эксплуатации; ниженная надежность работы двигателя при отрицательных

температурах окружающей среды и большая чувствительность к ее H3MeHeijjjjQ

Систему жидкостного охлаждения наиболее целесообразно использовать в форсированных двигателях и в двигателях е относительно оольшим рабочим объемом цилиндра; систему воздушного охлажде-в двигателях с рабочим объемом цилиндра до 1 л независимо

от степени форсировки и в двигателях с небольшой литровой мощностью.

Рзсце основных конструктивных элементов системы охлаждения производится исходя из количества тепла, отводимого от двигателя в единицу времени.

Рй Водяном охлаждении количество отводимого тепла (Дж/с)

Qb = Сжж (Твод.вых - Гвод.вх ), (487)

\.Я» - количество воды, циркулирующей в системе, кг/с; с = ~пят7 - теплоемкость воды, Дж/(кг • К); Гвод.вых и Гвод.вх - тем-пературз выходящей из двигателя воды и входящей в него, К.

е1ичину Qb можно определить и по эмпирическим зависимостям (СМ. ypaBjjgjjjj теплового баланса, § 17 и 18).

тепло, отводимое охлаждающей водой, оказывают влияние многие эксплуатационные и конструктивные факторы. С увеличением частоты вращения двигателя и температуры охлаждающей воды, а также Коэффициента избытка воздуха величина уменьшается, а с увеличением размеров охлаждающей поверхности и отношения хода поршня к диаметру цилиндра возрастает.

асчет системы жидкостного охлаждения сводится к определению основных размеров водяного насоса, поверхности радиатора и подбору вентилятора.

Фи Воздушном охлаждении тепло от стенок цилиндров и головотс двигателя отводится обдувающим их воздухом. Интенсивность воздушного охлаждения зависит от количества и температуры охлаждающего воздуха, его скорости, размеров поверхности охлаждения и расположения ребер относительно потока воздуха.

количество тепла (Дж/с), отводимого от двигателя системой воз-душногд охлаждения, определяется по эмпирической зависимости (СМ. § jg уравнения



СвозД - воздСвозд (Твозд.вых 7"возд.вх).

где Овозд - расход охлаждающего воздуха, кг/с; с средняя теплоемкость воздуха, Дж/(кг • К); Гвозд.вых

(488) = 1000 -

температура воздуха, входящего в межреберное пространство и выходящего из него, К. .

В расчетах принимают, что от стенок цилиндров отводится 25 -40% общего количества тепла Qbow остальная часть - от головок двигателя.

§ 81. ВОДЯНОЙ НАСОС

Водяной насос служит для обеспечения непрерывной циркуляции воды в системе охлаждения. В автомобильных и тракторных двигателях наибольшее применение получили центробежные насосы с односторонним подводом жидкости.

Расчетная производительность насоса (м*/с) определяется с учетом утечек жидкости из нагнетательной полости во всасывающую:

<3.р = Gjn, (489)

где "П = 0,8 - 0,9 - коэффициент подачи.

Циркуляционный расход воды в системе охлаждения двигателя

От = QJiCmPmATJ,

(490)

где - плотность воды, кг/м*; ДГ -температурный перепад воды в радиаторе, равный 6-12 К-

Входное отверстие насоса должно обеспечить подвод расчетного количества воды. Это достигается при выполнении условия

(491)

G».p/c, = ir(rf- г2).

где Cj = 1 2 - скорость воды на входе, м/с; г, и Го - радиус входного отверстия и ступицы крыльчатки, м. .

Из равенства (491) определяют радиус входного отверстия крыльчатки:

П = У G,p/Tzci + г1. Окружная скорость схода воды

(492)

(493)

где и 62 - углы между направлениями скоростей сг, Ыг и Wz (рис. 133); рд,= (54- 15) 10* - напор, создаваемый насосом. Па; т) = 0,6-- 0,7 - гидравлический к. п. д.

При построении профиля лопатки крыльчатки принимают угол аг = 8+ 12°, а угол 83= 1250°. С увеличением 82 растет напор, создаваемый насосом, поэтому иногда этот угол берут равным 90° (радиальные лопатки). Однако увеличение 62 приводит к уменьшению к. п. д. насоса.




РнС 133. Схема построения профиля лопатки водяного насоса

Радиус крыльчатки на выходе (м)

Г2 = 30иЛтв.п) = Щ/а>в.а, (494)

где Пв.н - частота вращения крыльчатки в минуту; сов.н - угловая скорость крыльчатки водяного насоса.

Окружная скорость определяется из равенства

"i/ri = Мг/Гг, (495)

откуда Ml = Uzrjrz м/с.

Если угол oj между скоростями Ci и равен 90°, то угол fij находится из соотношения

tgp, =Ci/M,. (496)

Ширина лопатки на входе bj и на выходе bz (рис. 133, а) определяется из выражений:

Ь, =-- ж-Р . (497)

(27ri-zSi/sinpr)Ci

Ь, = --SiP-, (498)

(22-2b,/sin Pale,

где г = 3 8 - число лопаток на крыльчатке; 8j и 82 - толщина лопатки у входа и выхода, м; с, - радиальная скорость схода, м/с:

Cr-PH,tga2/(APH,"i!)- С499)

Ширина лопаток на входе для крыльчаток водяного насоса изменяется в пределах bj = О.ОЮч- 0,035 м, а на выходе -Ьг - 0,004 - Ч- 0,025 м. .

Построение профиля лопатки насоса приведено на рис. 133, б и заключается в следующем. Из центра О радиусом Г2 проводят внешнюю



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 [ 61 ] 62 63 64