Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

кинематические станки

Настоящее учебное пособие имеет своей целью на основе широкого использования немых кинематических схем металлорежущих станков и контурных общих видов помочь учащимся техникумов дневного, вечернего и заочного видов обучения расширить и углубить эти знания.



Методические указания и сущность метода

в настояшее время преподавание курса «Металлорежущие стайки» ведется одним из двух методов.

Если на данный курс отведено большое количество часов, то изучаемые кинематические схемы, а также общие виды станков сначала вычерчиваются преподавателем на доске, а затем воспроизводятся учащимися в своих конспектах. Этот метод проработки материала является активным. Он заставляет учащихся самостоятельно и целеустремленно работать во время лекционных занятий и тем самым способствует лучшему усвоению изучаемого курса. Однако при таком методе требуется большая и совершенно неоправданная затрата времени на вычерчивание схем преподавателем. Много времени уходит также на воспроизведение схем учащимися в своих конспектах, и преподаватель может продолжать занятия только после того, как все учащиеся закончат зарисовку схем у себя в тетрадях. Практика показывает, что качество конспектов у значительной части учащихся при этом методе недостаточно высокое.

Если на изучение курса отводится небольшое количество часов, то обычно используют готовые, вычерченные в большом масштабе кинематические охемы и общие виды станков, или схемы, спроектированные диапроектором на экран, по которым преподаватель объясняет устройство станка, его кинематику и органы управления. При этом учащиеся ничего не зарисовывают, а только слушают и записывают отдельные данные. Этот метод намного экономичнее во времени, но зато он пассивен, не обеспечивает приобретения учащимися твердых знаний по курсу и не позволяет иметь в конспектах необходимый графический материал, по которому в дальнейшем возможна проработка учебного материала и подготовка к зачетам и экзаменам.

Метод использования немых кинематических схем, предлагаемый в данном учебном пособии, дает более высокую усвояемость материала при более глубокой его проработке, одновременно позволяет расширить круг изучаемых станков и, наконец, этот метод обеспечивает каждому учашемуся возможность составления высококачественного конспекта с полным набором графического материала по станкам (форматы схем и контуры общих видов станков удобны для вклеивания в конспекты), который он может использовать при текущей проработке курса, при подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам, а также в последующей практической деятельности на производстве. Форматы схем по высоте соответствуют тетрадному листу, а по длине кратны ширине тетрадного листа.

Немые кинематические схемы станков отличаются от обычных схем тем, что иа них не показаны способы закрепления на валах элементов привода (шкивов, шестерен, звездочек, муфт и др.). Контурный обший вид станка выполняется без лишних подробностей и не имеет обозначений и надписей.

В учебном пособии приведены контурные общие виды и немые кинематические схемы моделей основных групп станков, условные обозначения на кинематических и гидравлических схемах, а также немые кинематические схемы типовых приводов и механизмов металлорежущих станков. От каждой группы представлено несколько типов станков, а в отдельных случаях по несколько станков одного типа, но имеющих существенное конструктивное отличие.

Немые кинематические схемы и контурные общие виды станков могут быть с успехом использованы при всех видах учебных занятий! на лекциях, при проведе*

нии практических и лабораторных занятий, на зачетах и экзаменах и при выполнени1 домашних заданий. Особенности методики использования немых схем при различных видах занятий рассмотрены ниже.

Лекция До начала лекции каждый учащийся получает ггемые схемы и общие виды станков, подлежащих изучению. Одновременно яа видном меоте в аудитори) вывешиваются плакаты, на которых красками в большом масштабе и со всеми подробностями выполнены общий вид станка и его кинематическая схема. При наличир диапроектора, позволяющего получать изображение на экране прн дневном аветс вместо плакатов можно пользоваться диафильмом или диапозитивами.

Читая лекцию, преподаватель называет тип станка, номер его модели, кратнук техническую характеристику, основные части станка и органы управления станком одновременно объясняя их назначение и устройство. При изучении кинематики станка преподаватель поясняет способ установки на валах отдельных элементов пpивoд (свободно, на шпонке или на шлицах - подвижно или неподвижно), приводит данные о характеристике электродвигателей, указывает номера валов и обозначение под внжных блоков шестерен и муфт.

Слушая лекцию, учащиеся, как показано на рис. 1, помечают все необходимо? на общих видах станков и на немых кинематически, схемах, а дополнительные дав ные записывают в своих конспектах. Кроме того, учащиеся раскрашивают в соот ветствии с принятыми обозначениями элементы кинематических цепей (рис. 2, о см. вкладку)! элементы приводов движения резания - в голубой цвет, приводов подач - в коричневый, приводов взаимосвязанных движений - в зеленый, приводов вспомогательных движений - в красный. Звенья приводов, установленные при модернизации, окрашиваются в тот же цвет, что и основные звенья данного привода, но более темного тона. В гидравлических схемах часть системы, находящуюся под напором, окрашивают в голубой цвет, а часть, не находящуюся под напором, - в желтый. На сетках, изображенных на рисунках совместно с кинематическими схемами (рис. 2, б), учащиеся самостоятельно строят графики частот вращения валов, а также графики подач. При таком методе лекция проходит весьма активно, внимание учащихся сосредоточено и целеустремленно и, следовательно, имеются все предпосылки для успешного усвоения материала при минимальной затрате времени.

Контроль правильности ведения конспекта, а также заполнение общих видов станков и немых кинематических схем производится преподавателем по его усмотрению или у всех учащихся, или выборочным методом во внеучебное время, или на практических занятиях. При этом методе более простые по кинематике станки могут быть изучены учащимися самостоятельно. Для этой цели им выдают на дом контурные общие виды станков и немые охемы и указывают необходимую литературу. Учащиеся заполняют дома немые охемы и выписывают все необходимые данные по технической характеристике и конструкции станков. Эти материалы учащиеся предъявляют преподавателю на практических занятиях, а также на зачетах и экзаменах.

Практические занятия. Применение немых схем значительно расширяет и углубляет возможности проведения практических занятий. На этих занятиях учащиеся могут заполнять на память немые кинематические охемы, выписывать наименования и пояснять назначение основных частей станка и его органов управления, строить гра-




Рис. 1. Общий вид токарно-затыловочного станка модели К96: А - передняя бабка с коробкой скоростей; Б - затыловочный суппорт; В - задняя бабка! Г - станина; Д - основание; Е - фартук; Ж - привод затылования и деления; 3 - гитара настройки подач и резьбы.

аключення, выключения и реверсироваиня вращения шпинделя

рукоятки



[ 0 ] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45