Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31

биля ЗИЛ-130 (вилка выключателя сцепления, вал педали сцепления, колодки тормоза разжимных кулачков). Подшипники, снабженные грязезащитными уплотнениями, безотказно работали за время пробега более 200 ООО км при удельных нагрузках 140- 400 кгс/см* и скорости скольжения до 0,3 м/с. Более долговечными, чем бронзовые оказались металлофторопластовые подшипники, установленные в осях, сателлитов дифференциалов. При работе со смазкой выявилось четырехкратное преимущество металлофторопластовых подшипников по сроку службы [25, 37].

Положительные результаты дало использование металлофторопластовых подшипников вместо игольчатух 942/20 в сверлильных станках мод. 6А840, предназначенных для обработки крышки редуктора автомобиля ЗИЛ-130 [36].. Подшипники диаметром 20 мм работали в паре с шейками шпинделей, шероховатость поверхности которых.соответствовала 9-му классу, в условиях затрудненной смазки. После годичной двусменной работы станков на режиме, характеризующемся скоростью скольжения 0,56 м/с и произведением-рУ = 1,5 кгс/см*-м/с, средний линейный износ металлофторопластовых подшипников составил 7 мкм. Износа шеек шпинделей обнаружить не удалось. По ориентировочным расчетам долговечность металлофторопластовых подшипников в этих условиях во много раз превышает срок службы игольчатых подшипников.

Другие отрасли машиностроения. Значительное преимущество металлофторопластового материала перед баббитом Б-83 выявлено в условиях работы тяжелого пускового трения, характерного для эксплуатации подпятников гидрогенераторов [41]. Исследования проведены на упорных самоустанавливающихся подушках с опорной поверхностью площадью 136 и 95 см* при нагрузках, доходящих до 10 ООО кгс, в ванне, заполненной маслом МС. Металлофторопластовые подшипники обеспечивают безопасное развитие гидродинамического эффекта при удельных нагрузках значительно больших, чем допускаемые для баббита. Результаты исследований подтверждены натурными испытаниями металлофторопластовых подпятников гидрогенераторов [15].

При работе со смазкой хорошо работают металлофторопластовые подшипники марки «DU», установленные в опорах вала поршневого компрессора с числом оборотов 3000 в минуту (удельная нагрузка 100 кгс/см*, температура масла 100° С); шестеренчатого насоса с числом оборотов 1000 в минуту (р = 300 кгс/см*, t = = 100° С) [99].

Положительные результаты получены при эксплуатационных испытаниях металлофторопластовых торцовых упоров букс тепловозов, работающих со смазкой при удельных нагрузках 1 - 2 кгс/см* и скорости скольжения, превышающей 4 м/с [2], при эксплуатационных испытаниях металлофторопластовых подшипников в погружных электродвигателях [12].

Имеется опыт применения металлофторопластовых подшипни- ( ков для обеспечения пусковых режимов подшипников с газовой \ смазкой. Газовую смазку используют во многих быстро развивающихся областях" техники, связанных с низкими и высокими 1 температурами и с очень высокими скоростями, в таких, как. вычислительная техника, точное приборостроение, ядерная энергетика. Необходимость обеспечения достаточной несущей способности газового подшипника при малой скорости в моменты пуска \ и останова вынуждает в ряде случаев вводить внешний наддув, ; что связано с установкой насоса и системы Отвода отработанных газов.

Примером успешного применения металлофторопластовых подшипников служит гелиевый циркуляционный насос, построенный французской фирмой для английского реактора «Дракон» [40]. Насос, мощностью 120 л. с. предназначен для перекачки по тепло-обменному циклу гелия, имеющего температуру 350° С. Вал насоса, покрытый стеллитом, вращается с частотой 12000 об/мин. Опорой вала служит металлофторопластовый подшипник диа-метром 80 мм, состоящий из трех сегментов, штампованных из материала «DU». В процессе разгона переход к газовой смазке происходит при 1600 об/мин, а,при останове скольжение в радиальном подшипнике возникает при 1500 об/мин. Удельная нагрузка на подшипник не превосходит 0,11 кгс/см*, максимальная скорость скольжения-6,5 м/с [(pV)n,ax = 0,7 кгс/см*-м/с]. После 3000 пусков и остановов (время скольжения т = 50 ч) поверхность металлофторопластового подшипника находилась в хорошем состоянии, а время выбега возросло с 40 до 58 с. Аналогичные результаты получены для упорного подшипника, состоящего из шести сегментов, штампованных из материала «DU».

К металлофторопластовым подшипникам, работающим в узлах с газовой смазкой, предъявляются повышенные требования к точности, изготовления. Рекомендуется применять сегментные подшипники, которые получают обработкой цилиндра с прорезями, имеющего на концах сплошные кольца. Цилиндр шлифуют и затем доводят до нужного размера и шероховатости свинцовыми притирами. Йосле притирки коль11,а цилиндров удаляют. Иногда металлофторопластовые подшипники доводят алмазным инструментом. Необходимо, чтобы непараллельность образующих не превышала 1 мкм на каждый сантиметр радиуса внутренней поверхности подшипника.



СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Альшиц И. Я., Семенова л. М. Вопросы оценки работоспособности полимерных материалов. В кн.: Методы испытания н оценки служебных свойств материалов для подшипников скольжения. М., «Наука», 1972, с. 140.

2. Антифрикционные полимерные материалы в узлах трення подвижного состава. М., «Транспорт», 1970, 114 с.

3. Белобородов И. А., Ненахов А. В. Металлопластмассовые антифрикционные материалы на основе сферических н несфернческнх порошков. В к«.: Повышение нзносостойкостн н срока службы машнн, Вып. III, Киев, УкрНИИНТИ, 1970, с 24.

4. Брейтуэйт Е. Р. Твердые смазочные материалы н антифрикционные покрытия. Пер. с англ. М., «Химия», 1967, 320 с.

5. Вайиштейи В. Э. и Трояновская Г. И. Сухне смазкн и самосмазывающнеся материалы. М., «Машиностроение», 1968, 180 с.

6. Воронков Б. Д. Подшипники сухого трення. Л., «Машиностроение», 1968. 140 с.

7. Ганз С. Н., Пархоменко В. Д. Антифрикционные химически стойкие материалы в машнностроеннн. М., «Машиностроение», 1965, 148 с.

8. Горюнов В. М., Лимончиков В. Д., Дякин С. И. Применение металло-фторопласта в тяжелонагруженных шарнирах. В кн.: Оптимальное использование фрикционных материалов в узлах трення машнн. М., «Наука», 1973, с. 77-81.

9. Горяинова А. В., Божков Г. К., Тихонова М. С. Фторопласты в машнностроеннн." М., «Машиностроение», 1971, 232 с.

10. Голубков Л. А., Резников Г. Т.Исследование процесса спекания н физнко-механнческнх свойств нзделнй нз сферической бронзовой дроби. - «Порошковая металлургия», 1973, № 1, с. 79.

11. Гриценко В. Е. Влияние некоторых наполнителей на износостойкость фторопластовых композиций.- В кн.: Тренне, износ и смазка, Т. 263, Новочеркасск, 1971, с. 85 (Труды НИИ).

12. Гуецкнй Б. А., Кичигнн В. Н., Малько М. Г. Исследование работы металлофторопластовых подшипников скольжения в погружных электродвигателях. - «Машины н нефтяное оборудование», 1971, № 3, с 21.

13. Дорошук А. П. Машина для испытания материалов на тренне и износ в широком диапазоне атмосферных условий. - «Заводская лаборатория», 1970, Л» 2, с. 233-235.

14. Дорошук А. П. Экспериментальное исследование металлофторопласта как антифрикционного материала для тяжелонагруженных узлов трення. - В кн.: Надежность и долговечность металлургического оборудования. Вып. 10. (Труды НИИПТМАШ.) Краматорск, 1970, с. 65-69.

15. Дьячков А. К., Маховенко А. И. Улучшение конструкции упорных подшипников прн применении антифрикционного материала C-I-V. - «Вестннк машиностроения», 1973, № 1, с. 33-35.

16. Ефимов А. И. Износ подшипников скольжения, изготовленных нз металлофторопластовой ленты и работающих без смазки. - В кн.: Технология машнно-строення, № 3. М., ЦНИИТЭлегпнщемаш, 1970, с. 25.

17. Ефимов А. И. Некоторые результаты испытаний подшипников скольжения из металлофторопластовой ленты.- В кн.: Методы испытания и оценки служебных свойств материалов для подшипников скольжения. М., «Наука», 1972, с. 110.

18. Ефимов А. И. Применение подшипников скольжения, изготовленных из металлофторопластовой ленты, в обувных машинах. - В кн.: Машиностроение для легкой промышленности, № 3. М.,. ЦНИИТЭлегпнщемаш, 1970, с. 7.

19. Ефимов А. И. Стенд для испытания подшипников, изготовленных из металлофторопластовой ленты, на трение и изнашивание. В кн.: Технология машиностроения, № 1-2. ЦНИИТЭлегпнщемаш, М., 1970, с. 1

20. Ефимов А. И., Дорошенко Н. И., ДынкинаС. Я. Свойства металлофторопластовых подшипников скольжения. М., ЦНИИТЭлегпнщемаш, 1973, 68 с.

21. Истомин Н. П. Атифрикцнонные свойства и износостойкость фторопласта-4 с различнцмн наполнителями. В кн.: Полимеры в машинах, НИИМАШ, С-1Х, М., 1968, с. 223

22. Истомин Н. П., Хрущев М. М. Исследование антифрикционных свойств композиций фторопласта-4 с графитом в зависимости от ориентации плоскостей спайности графита. - В кн.: Повышение нзносостойкостн и срока службы машнн. Киев, УкрНИИНТИ, 1970, Вып. IV, с. 57.

23. Карагусов И. X., Борзенков Г. Н. Результаты испытаний антифрикционных материалов на основе фторопласта-4. - В кн.: Повышение износостойкости н срока службы машин. Киев, УкрНИИНТИ, Вып. VI, с. 62.

24. Кнунянц И. Л., Фокин А. В. Покорение неприступного элемента. М., Изд-воАН СССР, 1963, 192 с.

25. Кокорев А. А., Зорина Н. С, Кальмансон Д. Д. Применение ленточного металлофторопласта для подшипников сухого трення. - «Автомобильная промышленность», 1971, № 11, с. 31.

26. Кудрявцева Б. М. К методике определения оптимальных составов антифрикционных композиций. - В кн.: Проблемы трения н изнашивания. Киев, «Техн1ка», 1972, Вып. 2, с. 128

27. Кудрявцева Б. М., Виноградов Ю. М. Выбор оптимальных составов антифрикционных композиций на основе фторопласта. - В кн.: Повышение износостойкости н срока службы машин. Киев, УкрНИИНТИ, 1970, Вып. IV, с. 73.

28. Курицына А. Д., Истомин Н. П. Композиционные материалы н покрытия на базе фторопласта-4 для сухого трення в подшипниках скольжения. М., НИИМаш, Серия IX, 1971, 52 с.

29. Кутьков А. А., Сиренко Г. А., Корнопольцев Н. В. Исследование процесса изготовления н фнзнко-механических свойств самосмазывающегося мате-)иала на основе фторопласта-4. - В кн.:,Полимеры в машиностроении. Том VI. 43Д-ВО Харьковского Гос. Университета, 1972, с. 120.

30. Лазар М., Радо Р., Климан Н-. Фторопласты. М.-Л., «Энергия», 1965,

31. Липатов Ю. С. Физнко-химия наполненных полимеров. Киев, «Наукова Думка», 1967, 234 с.

32. Майорова Л, А. Твердые неорганические вещества в качестве высокотемпературных смазок. М., «Наука», 1971, 96 с.

33. Матвеевский Р. М. Исследование трення некоторых пластмасс на машине КТ-2 в условиях смазки и без смазкн. - В кн.: Пластмассы как антифрикционные материалы. М., Изд-во АН СССР, 1961, с. 22.

34. Матвеевский Р. М., Поздняков В. В., Семенов А. П. Влияние наполнителей на износостойкость фторопласта-4 при трении по стали без смазкн. - В кн.: Пластмассы в подшипниках скольжения. М., «Наука», 1965, с. 65.

35. Металлопластмассовые материалы на основе несферических порошков. - «Порошковая металлургия», 1969, № 6, с. 71-76. Авт.: И. М. Федорченко, Л. И. Пугина, И. И. Белобородов, В. Ф. Афанасьев, С. Е. Кондратюк.

36. Металлофторопластовые подшипники скольжения (МФПС) в агрегатных станках.- В кн.: Металлорежущиё станки н автоматические линии. Вып. 5, М., 1973, НИИМАШ, с. 28-31. Авт.: Э. А. Майорова, А. Л. Левин, В. М. Ле-бусев, В. С. Кутаренко.

37. Металлофторопластовый ленточный материал для подшипников, работающих без смазки. - В кн: Полимеры в маш. М., НИИМАШ, се-



рня C-IX, 1968, с. 249. Авт.: А. А. Кокорев, В. В. Саклннскнй, Н. С. Зорнна, Н. И. Дорошенко, А. А. Жуков, С. Я- Дынкнна, Н. Д. Похнл, А. П. Семенов.

38. Пластмассы как антифрикционные материалы. Изд-во АН СССР, М., 1961.

39. Подшипники нз металлофторопластовой ленты и их применение; в текстильном машиностроении. М., ЦНИИТЭлегпищемаш, 1969, 88 с. Авт.: Н. И. Дорошенко, П. Г. Шншлаков, В. И. Любвнн, А. А. Жуков, С. Я. Дынкнна.

40. Подшипники с газовой смазкой. Пер. с англ. Под ред. Н. С. Грэссема и Дж. У. Пауэлла. М., «Мир», 1966, 424 с.

41. Подшнпииковый материал для тяжелого пускового трення. - «Вестник машиностроения», 1960, № 11, с. 50. Авт.: А. К. Дьячков, Н. Л. Летков, А. А. Кокорев, С. В. Беленькая.

42. Полимерные материалы в узлах трення. М., НИИМАШ, C-IX, 1969, 104 с.

43. Применение материалов на рснове пластмасс для опор скольжения и уплотнений в машинах. М., «Наука», 1968, 152 с.

44. Примеиеиие полимеров в качествеантифрикционных материалов. Днепропетровск, НТО Машпром, 1971, 234 с.

45. Савинский Ю. Э. Исследование металлофторопластовых подшипников несущего винта BepTOiiera. - В кн.: Методы испытания и оценки служебных свойств материалов для подшипников скольжения. М., «Наука», 1972, с. 122.

46. Савинский Ю. Э. Применение металлофторопластовых подшипников в тяжелонагружеиных узлах трения. - «Машиноведение», 1971, № 1, с. 95.

47. Савинский Ю. Э., Семенов А. П. Исследование не требующих смазки металлофторопластовых подшипников применительно к узлам трення колебательного движения. - В кн.: Проблемы трення и изнашивания. Киев, «Техн1ка», 1972, с. 94.

48. Саммерс-Смит. Опыт эксплуатации поршневых колец нз ПТФЭ с наполнителями. - «Проблемы трення и смазки». 1971, т. 93, серия F, № 2, с. 81.

49. Самосмазывающийся антифрикционный бронзофторопластовый материал. - «Известия вузов СССР. Цветная металлургия». 1969, № 1, с. 132-137.

Авт.: Г. А. Меерсон, В. Г. Тимофеев, С. С. Кипарисов, Б. А. Журавлев, Л. А. Со-, лонникова, С. X. Ким, М. П. Шебенко.

50. Сапожников В. А., Плотников А. Е. Температурный режим подшипников скольжения f швейных машин. - В кн.: Технология машиностроения. ЦНИИТЭлегпищемаш, М., 1970-, вып. 6, с. 19.

51. Свойства и применение антифрикционных самосмазывающнхся материалов. М., ЦНИИ Информации н ТЭИ Цветной металлургии, 1970, 146 с.

52. Северни П: А. Получение металлополимерных антифрикционных материалов на основе политетрафторэтилена н- их свойства. - В кн.: «Полимеры в машнцах». М., НИИМАШ, серия C-IX, 1968, с. 325.

53. Северни П. А., Гороховский Г. А. Эффективность заполнения пористых металлических каркасов фторопластом-4. - В кн.: Применение материалов на основе пластмасс для опор скольжения и уплотнений в машинах. М., «Наука», 1968, с. 41.

54. Семак И. Т. Повышение износостойкости и надежности шарнирных подшипников. - В кн.: Повышение износостойкости и срока слу-жбы машин. Киев, УкрНИИНТИ, ,1970, Вып. V, с. 68-73.

55. Семенов А. П. Антифрикционные материалы, содержащие фторопласт-4.- «Машиностроитель», 1963, № 7, с. 16

56. Семенов А. П. Подшипники скольжения (к организации новой отрасли машиностроительного производства), М., НИИМАШ, сер. C-XI, 1969, 72 с.

57. Семенов А. П. Штамповка вкладышей подшипников из биметаллической катаной полосы сталь-пластичный алюминиевый сплав. - «Вестник машиностроения», 1956, № 6, с. 40-45.

58. Семенов А. П., Матвеевский Р. М. Фнзнко-механическне и антифрикционные свойства подшипниковых самосмазывающнхся материалов, содержащих фторопласт-4.- В кн.: Конструкционные свойства пластмасс. М., «Машиностроение», 1968, с. 199.

59. Семенов А. П., Матвеевский Р. М., Поздняков В. В. Технология изготовления и свойства содержащих фторопласт антифрикционных материалов. М., Изд-во АН СССР, 1963, 64 с.

60. Семенов А. П., Поздняков В. В. Исследование антифрикционных свойств пластмасс прн треннн со смазкой и без смазки. - В кн.: Пластмассы как антифрикционные материалы. М., Изд-во АН СССР, 1961, с. 60.

61. Семенов А. П., Поздняков В. В., Крапошниа Л. Б. Трение и контактное взаимодействие графита и алмаза с металлами и сплавами. М., «Наука», 1974, 109 с.

62. Сеитюрихииа Л. Н., Опарина Е. М. Твердые дисульфид-молибденовые смазки. М., «Химия», 1966, 152 с.

63. Фачслагер, Тейбер. Влияние газовой среды на характеристики износа наполненного ПТФЭ.-- «Проблемы трення и смазки», 1971, т. 93, серия F, № 3, с. ПО.

64. Федорченко И. М., Андриевский Р. А. Основы порошковой металлургии. Киев, Изд-во АН СССР, 1963, 420 с.

65. Хрущев М. М. Принципы лабораторных испытаний материалов для подшипников скольжения. - В кн.: Методы нспбгтання и оценки служебных свойств материалов для подшипников скольжения. М., «Наука», 1972, с. 5-

66. Хрущев М- М., Семеиев А. П. Организация специализированного производства подшипников скольжения - путь к повышению надежности и долговечности машин. - «Вестник машиностроения», 1963, № 1 с. 7-9.

67. Чегедаев Д. Д., Наумова 3. К-, Дунаевская Ц. С. Фторопласты. Л., Госхнмиздат, 1960, 192 с.

68. Чегодаев Д. Д., Явзниа И. Е. Применение суспензии фторопласта-4. Л., изд. ЛДНТП, 1960, 24 с.

69. Шишлаков П. Г. Точная штамповка втулок сухого трения. - «Кузнечно-штамповочное производство», 1966, № 8, с. 23

70. Шуберт. Влияние газовой атмосферы и ее влажности на износ деталей из политетрафторэтилена прн скольжении. - «Проблемы трения и смазки». 1971, т. 93, серия F, № 2, с. 4.

71. Blainey А. Fluon-impregnated self-lubricating bearing materials. Symposium on Powder Metallurgy, 1954. The Iron and Steel Institute. Special Report N 58, 1956, p. 222.

72. Bowden F. P. Frictional properties of porous metal impregneted with plastic. Research. 1950, vol. 3, p. 147.

73. Bowden F. P. and Tabor D. The Friction and Lubrication of Solids. Oxford. Part I, 1950. Part II, 1964.

74. Chironis N. P. Woven-Teflon Bearings run Dry for Lifetime. Product Engineering. 1970, voL 41, N 6, p. 136-138.

75. Flom D. G., Porill N. T. Friction sliding on teflon. J. Applied Physic. 1955, vol. 26, N 9, p. 1088.

76.\Forrester P. G. and Beddow J. K- The Continuous Sintering of Copper-Lead to Steel. - «Powder Metallurgy», 1960, N 5, p. 149.

77. Fusaro R. L., ,Sliney H. E. Graphite Fluoride (CF;<r)„-A New Solid Lubricant. ASLE Trans., 1970, vol. 13, N 1, p. 56-65.

78. International Conference on Solid Lubrication 1971. ASLE Proceedings. ASLE SP-3, 1971, p. 402.

79. Jamison W. E., Cosgrove S. L. Friction Characteristics of transition-metal disulfides and diselenides. ASLE Transactions. 1971, vol. 14, N 1, p. 62-72.

80. Kay E. The corrosion of steel in contact with molybdenum disulphide. Wear, 1968, vol. 12, N. 3, p. 165-171.

81. Lager mit Teflon - Qleitschichi. Werkstatt und Betrieb. 1969, Bd. 102, N 4, S. 224.

82. Lancaster J. K- Lubrication of carbon fibre-reinforced polymers. Wear, 1972, vol. 20, p. 315-352.

83. Lancaster J. K. Dry bearings: a survey of materials and factors affecting their performance. Tribology, 1973, vol. 6, N 6, p. 219-252.

84. Mclaren K. G. and Tabor D. Friction of Polymers at Engineering Speeds: Influence of Speed Temperature and Lubricants. Lubrication and Wear Convention. 1963, p. 52.

85. Makinson K. R- and Tabor D. Friction and transfer of polytetrafluoroethy-lene. Nature, 1961, vol. 201, N 4918, p. 464-466.



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31