Промышленный лизинг
Методички
симметрии следует, что ё этих сечениях крутящие моменты обращаются в нуль, но возникают одинаковые по величине изгибающие моменты, плоскость действия которых перпендикулярна соответствующим радиусам, и поперечные силы, перпендикулярные оси у. Изгибающие моменты и поперечные силы определяются из условия равновесия отсеченной части кольца. Рис. 5.30. Определение изгибающих моментов в опорных сечениях Составив сумму моментов всех сил, действующих на эту часть, относительно оси т], проходящей через точки Л и С, найдем, что 2п 4 Составив сумму проекций на ось у, получим, что (5.86) (5.87) Определение силовых факторов в произвольном сечении опоры. Произвольное сечение кольца будем характеризовать переменным углом ф, отсчитываемым от начального радиуса OA (рис. 5.30, б). Тогда изгибающий и крутящий моменты в этом сечении определятся следующими выражениями: (ф) sin ф - cos ф; (5.88) (5.89) Подставив в выражения (5.88) и (5.89) значение Мл из равенства (5.86) и выполнив простейшие тригонометрические преобразования, найдем, что PR f а Ли (ф) == ( Ф " tg -4- COS ф Л1ЛФ) - 4f (2 sin -t tg -- sin Ф (5.90) (5.91) Зпюры изгибающих и крутящих моментов вдоль дуги ABC изображены на рис. 5.31. Наибольшие изгибающие - в тех сечениях, где приложены силы Pin, а наибольшие крутящие моменты - в сечениях, определяемых углами ф = 0,25а и ф - 0,75а, причем в этих сечениях изгибающие моменты обращаются в нуль. Определение осадки опоры. Для определения осадки кольца достаточно вычислить перемещение А точки В упругого элемента относительно неподвижных точек опоры Л и С. Umax Рис. 5.31. Эпюры изгибающих (а) и крутящих моментов (б) Это перемещение может быть найдено по методу Мора. Загрузив упругий элемент опоры ABC единичной силой k ~ \, приложенной в точке В, найдем, что 1 А -2 EJ • . (ф) (Ц>)Я(1Ц)( 0,5а МАч>) лк(ф)Ф (5.92) Здесь УИи (ф) и (ф) - изгибающий и крутящий моменты в произвольном сечении упругого элемента при действии на него силы = 1; Mil (ф) и (ф) - изгибающий и крутящий моменты в этом же сечении при действии на упругий элемент силы Pin [см. выражения (5.90) и (5.91)]; EJ - жесткость поперечного сечения упругого элемента на изгиб; G/ - жесткость поперечного сечения упругого элемента на кручение. В соответствии с выражениями (5.90) и (5.91) имеем: (Ф) = 0,5/? ( sin ф - tg cos ф (5.93) (ф) - 0,5/? 2sin - (5.94) После проведения соответствующих вычислений получим PR 2п \ EJ " 0,25а (1 + tg - 0,25 Sin а (1 - tg f [0,25a(3 + tg) + 0,25sina (l -tg) -2sin + tg-~ X X ( 2cos ~ - sin (5.95) Определение расчетных значений силовых факторов, осадки опоры и величины коэффициента жесткости при а = 120° (п 3). Рассмотрим кольцо, опирающееся на три точки {п 3). В этом случае расчетный угол а = 120°. Используя выражение (5.90) при ф = 0°, найдем, что и шах 0,0962Р/?. Из выражения (5.91) при ф = 0,25, а = 30° имеем К шах = 0,0258РР. (5.96) (5.97) Используя выражение (5.95) при а = 120° и и = 3, получим (5.98) А = S ("0,121+0,013). Поэтому коэффициент жесткости опоры 0,121+0,013 (5.99) или, в более компактном виде, с = QEJ/{AR), Л = 0,121+0,013 (5.100) (5.101) Для прямоугольного поперечного сечения упругого элемента, расположенного так, что его большие стороны параллельны плоскости опоры (рис. 5.29, б), имеем: J = btVl2; (5.102) (5.103) где а - безразмерный коэффициент, зависящий от соотношения сторон прямоугольника т = b/t. Значения этого коэффициента приводятся в курсах сопротивления материалов и теории упругости. С учетом выражений (5.102) и (5.103) коэффициент А для прямоугольного сечения может быть представлен следующим образом: Л = 0,121+ 0,013 12aG (5.104) Численные значения этого коэффициента при Е = 2-1G кгс/см, G = 8-10 кгс/см и при различном соотношении сторон прямоугольника приведены ниже. ........." 2,0 3,0 4,0 6,0 8,0 10,0 Л = 0,121 +0,013-г . . 0,133 0,132 0,131 0.130 0,130 0.130 12аи Подбор размеров поперечного сечения упругих элементов опоры. При подборе размеров поперечного сечения упругих элементов обычно задают из конструктивных соображений размеры осевого радиуса опоры R и отношение m = b/t, после чего находят размеры сечения из условия обеспечения необходимой жесткости опоры. Тогда из равенства (5.100) имеем 6/12 - mtVl2 = CARV6E, поэтому t - у 2AcRVimE) (5.105) Установив размеры поперечного сечения опоры из условия жесткости, далее следует проверить ее прочность, для чего необходимо выявить положение наиболее опасного сечения. Максимальные нормальные напряжения возникнут в тех сечениях, где изгибающий момент достигнет наибольшего значения, т. е. при ф = 0; 05а и а. Так как в этих сечениях крутящие моменты обращаются в нуль, условие прочности здесь принимает вид 0,09б2Р/?/Г < [al, (5.106) причем W - bt4& = mtVb, (5.107) Максимальные касательные напряжения возникнут при ф = = 0,25а и 0,75а в тех сечениях, где крутящие моменты достигают наибольших значений. Но в этих сечениях нормальные напряжения изгиба обращаются в нуль, поэтому здесь условие прочности будет иметь вид 0,0258PR/W < [т]. (5.108) Здесь = pf, где р - безразмерный коэффициент, зависящий, как и коэффициент а, от соотношения размеров сечения b н i. Таблица 5.5, Влияние параметра т на грузоподъемность опоры Приняв на основе энергетической гипотезы прочности, что Ы = 0,6 [а], придем к выводу, что при х < 0,6ajnax опасными будут сечения с максимальными нормальными напряжениями, а при Tniax > 0,6аах опасными будут те сечения, где касательные напряжения достигают максимума. Соотношение rJa- для различных значений приведено ниже. m==blt......... 2,0 3,0 4,0 6,0 8,0 10,0 Л imax/amax....... 0,183 0,168 0,156 0,151 0,147 0,144 Из этих данных видно, что при всех т максимальные значения касательных напряжений t. < О.бапа, поэтому проверку прочности опоры следует проводить лишь по формуле (5.107). Если условие прочности не будет удовлетворено, то необходимо задаться новыми параметрами опоры {R и т) так, чтобы обеспечить соответствующее снижение максимальных напряжений, руководствуясь при этом излагаемыми ниже соображениями. Влияние параметров опоры г и /? на грузоподъемность. Для оценки влияния изменения параметра опоры т на ее грузоподъемность приведены данные о соотношении между максимальными напряжениями в опорах с произвольным т и опоре с параметром т = 2, если эти опоры имеют одинаковую жесткость и загружены, одинаковыми силага. Эти соотношения указаны в табл. 5.5, здесь же приведены данные о соотношениях между толщинами упругих элементов, обеспечивающих одинаковую жесткость опор. Расчетные радиусы R этих опор будем считать неизменными. Анализируя данные этой таблицы, видим, что увеличение параметра т, т. е. относительное увеличение ширины упругого элемента b при сохранении неизменной жесткости, приводит при неизменной нагрузке к снижению максимальных напряжений. Таким образом, опоры с большим параметром т при однойи той же жесткости имеют большую грузоподъемность, чем опоры с меньшим параметром. Грузоподъемность опоры также увеличивается при увеличении расчетного радиуса R. Руководствуясь выражениями (5.105), (5.106), нетрудно показать, что при увеличении радиуса R опоры в п раз для сохранения неизменной жесткости высоту упругого элемента нужно увеличить в п раз, что при неизменной нагрузке приведет к снижению напряжений в опоре в п раза, 266
5. Упругие подшипники качения и скольжения Упругие опоры, устанавливаемые между подшипником и корпусом роторной машины, достаточно сложны в изготовлении. Выполненные отдельно от подшипника, они увеличивают габариты подшипникового узла. Поэтому нецелесообразно изготовлять на каждом машиностроительном заводе, выпускающем роторные машины, отдельные упругие опоры, а эффективней изготовлять их централизованно, на специализированном заводе, выпускающем подшипники. Приведем некоторые конструкции упругих подшипников скольжения и качения. На рис. 5.32 показан подшипник скольжения , в корпусе 1 которого находится втулка 2, имеющая наружные опорные выступы 3 с радиальными отверстиями. В корпусе подшипника установлены также штифты 4, входящие в радиальные отверстия выступов втулки и препятствующие проворачиванию втулки относительно корпуса. Подшипник может быть изготовлен разъемным и неразъемным. Податливость упругого подшипника скольжения определяется толщиной и длиной упругих элементов, расположенных между опорными выступами, а также их числом. На рис. 5.33 изображен упругий подшипник качения. Наружное кольцо 2 выполнено упругим. Оно имеет выступы 4, которыми подшипник опирается на корпус роторной машины, и сквозные пазы 3 под выступами. Шарики / расположены между внутренним кольцом 5 и наружным упругим кольцом. На рис. 5.34 показан подшипник с концентричными рядами па зов У, расположенных в шахматном порядке. Эти пазы делят наружное кольцо на три концентрично расположенные части: 4 - внутреннюю, 3 - среднюю я 2 - наружную. Средняя часть наружного кольца, ограниченная пазами, имеет жесткость на порядок ниже жесткости крайних его частей. Таким образом, она и является упругим элементом подшипника. Ее жесткость определяет жесткость всего подшипника. При вращении вала деформируется только средняя часть кольца. На рис5.35 изображен вертикальный разрез подшипника качения с внутренним упругим кольцом*. Рис. 5.32. Подшипник скольжения 1 Авт. свид. № 182968. 2 Авт. свид. № 224965. 3 Авт. свид. № 283736. * Авт. свид. № 314009. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 |