Промышленный лизинг
Методички
О - предпочтительные посадки Рис. 1.7 1.6.2. Области применения некоторых рекомендуемых посадок с зазором Посадки H/h - «скользящие» Наименьший зазор в посадках равен нулю Они установлены во всем диапазоне точностей сопрягаемых размеров (4...12-й квалитеты). В точных квалитетах они применяются как центрирующие посадки, т.е. обеспечивают высокую степень совпадения центра вала, с центром сопрягаемого с ним отверстия. Допускают медленное вращение и продольное перемещение, чаще всего используемое при настройках и регулировках. H7A16J * применяется в неподвижных соединениях при высоких требованиях к точности Посадка центрирования часто разбираемых деталей: сменные зубчатые колеса на валах, фрезы на оправках, центрирующие корпуса под подшипники качения, сменные кондукторные втулки и т.д. Для подвижных соединений применяется посадка шпинделя в корпусе сверлильного станка. - предпочтительная посадка 1.6. Посадки с зазором 1.6.1. Особенности посадок • в сопряжении образуются зазоры. На рис. 1.7 приведена в сокращении схема расположения полей допусков посадок с зазором в системе отверстия для размеров до 500 мм. • Посадки применяются как в точных, так и в грубых квалитетах. • Посадки предназначены для подвижных сопряжений, например, для подшипников скольжения, а также для неподвижных сопряжений, например, для обеспечения беспрепятственной сборки деталей, что особенно важно при автоматизации сборочных операций. Посадки Н6/д I Н7/ф применяются в плунжерных и золотниковых парах, в шпинделе дели- тельной головки и т.п. Посадки H/f. F/h - «ходовые». Характеризуются умеренным гарантированным зазором. Применяются для обеспечения свободного вращения в подшипниках скольжения общего назначения при легких и средних режимах работы со скоростями не более 150 рад/с и в опорах поступательного перемещения. Посадки \Н7Л7 \ , Н8Л8 применяются в подшипниках скольжения коробок передач различных станков, в сопряжениях поршня с цилиндром в компрессорах, в гидравлических прессах и т.п. Посадки Н/е, E/h - «легкоходовые». Обладают значительным гарантированным зазором, вдвое большим, чем у ходовых посадок Применяются для свободного вращательного движения при повышенных режимах работы со скоростями более 150 рад/с, а также для компенсации погрешностей монтажа и деформаций, возникающих во время работы. Посадки Н7/е8, Н8/е8 применяются для подшипников жидкостного трения турбогенераторов, больших электромашин, коренных шеек коленчатых валов. Посадки H/d D/h -«широкоходовые». Характеризуются большим гарантированным зазором, позволяющим компенсировать значительные отклонения расположения сопрягаемых поверхностей и температурные деформации и обеспечить свободное перемещение деталей или их регулировку и сборку - - Посадки I Н8/с1Ц \ Н9/д9 применяются для соединений при невысоких требованиях к точности, для подшипников трансмиссионных валов, для поршней в цилиндрах компрессоров. Посадка Н11/61 j применяется для крышек подшипников и распорных втулок в корпусах, для шарниров и роликов на осях. 1.6.3. Расчет посадок с зазором в зависимости от применения посадок производятся и соответствующие расчеты, например, применяя посадку НА) как центрирующую, рекомендуется определить, прежде всего, наибольшую величину эксцентриситета В тех случаях, когда рабочая температура для деталей соединения существенно отличается от нормальной, расчет посадки рекомендуется производить исходя из температурных деформаций сопрягаемых деталей. Расчет подшипников скольжения Рассмотрим упрощенный метод расчета зазоров и выбора посадок подшипников скольжения с гидродинамическим режимом работы. У гидродинамических подшипников смазочное масло увлекается вращающейся цапфой в постепенно сужающийся клиновой зазор между цапфой и вкладышем подшипника, в результате чего возникает гидродинамическое давление, превышающее нагрузку на опору. Цапфа всплывает (рис.1.8). В месте наибольшего сближения цапфы и вкладыша образуется масляный слой толщиной h. Качество, надежность и долговечность работы подшипника зависят от толщины масляного слоя h, на которую, при прочих равных условиях работы подшипника, будет влиять зазор S (разность между диаметром цапфы и диаметром отверстия вкладыша). Допустим, что зазор S будет очень небольшим, в этом случае величина h также будет маленькой, по ряду причин работа подшипника в таких условиях будет неустойчивой. Теперь пусть зазор S будет достаточно большим, и в этом случае Посадки I H8/h7\ , \Ч8/Ь8 \ имеют примерно то же назначение, что и посадка H7/h6, но характеризуются более широкими допусками, облегчающими изготовление детали. Посадки H/h в более грубых квалитетах (с 9-го по 12-й) предназначены для неподвижных и подвижных соединений малой точности. Применяются для посадки муфт, звездочек, шкивов на валы, для неответственных шарниров, роликов и т.п. Посадки Н/д, G/h - «движения». Обладают минимальным по сравнению с другими посадками гарантированным зазором. Установлены только в точных квалитетах с 4-го по 7-й. Применяются для плавных, чаще всего возвратно-поступательных перемещений, допускают медленное вращение при малых нагрузках. Рис 1.8 Сущность расчета посадки заключается в том, чтобы определить интервал зазоров [Sj„\.\S,. ] (см. рис. 1.8), при котором величина всплытия будет не меньше предварительно выбранной допустимо минимальной толщины масляного слоя [fimml- Исходя из сказанного, найдем величину [Лт/п] и установим зависимость между Л и S. Для обеспечения жидкостного трения необходимо, чтобы микронеровности цапфы и вкладыша не касались при работе подшипника. Это возможно при условии: (1.1) где Rzt, Rz2 - высота неровностей вкладышей подшипника и цапфы вала; Лф,Лр- поправки, учитывающие влияние погрешностей формы и расположения цапфы и вклады-Ашг - поправка, учитывающая влияние изгиба вала; Лд - добавка, учитывающая разного рода отклонения от принятого режима работы. Для упрощенного расчета можно применять зависимость: KiJI<(Rz1+Rz2+Лд). (1.2) где к - коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя {к > 2). Известна зависимость для среднего удельного давления у гидродинамического подшипника: (1.3) где JU - динамическая вязкость масла при рабочей температуре подшипника, Нс/м ; (О- угловая скорость цапфы рад/с; S - диаметральный зазор, м; D - номинальный диаметр сопряжения, м; Cr - безразмерный коэффициент нагруженности подшипника, зависящий от Dh;j /-длина подшипника , м; Х- относительный эксцентриситет, который связан зависимостью с h: значение h будет маленьким из-за малой подъемной силы гидродинамического клина. Отсюда можно сделать вывод, что для определенных условий работы имеется некоторый интервал, внутри которого будет существовать надежное всплытие. 0 1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 |