Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [ 39 ] 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72




Таблица 5.6

Степень точности

Метод нарезания зубьев

Окончательная обработка рабочих поверхностей (профилей) зубьев

Шероховатость профиля зуба

Условия работы и применение

Окружная скорость м/с

КПД перед ачи

(высокоточные)

Обкатка на точных станках

Тщательное шлифование или шевингование

Плавная работа на высоких скоростях и при больших нагрузках. Зубчатые колеса делительных механизмов Особо ответственные колеса авиа- и автостроения

До 15

Не ниже 0.99

(точные)

Обкатка на точных станках

Шлифование, притирка, хонингование, шевингование

0.8 / 1.8 /

V.-.V

Повышенные скорости и умеренные мощности или небольшие скорости при значительных нагрузках. Зубчатые колеса металлорежущих станков, скоростных редукторов, колеса в авиа- и автостроении

До 10

Не ниже 0.98

(средней точности)

Обкатка или метод деления

Зубья не шлифуются, при необходимости отделываются или притираются

Зубчатые колеса общего машиностроения, не требующие особой точности. Зубчатые колеса нормальных редукторов, неответственные колеса станков.

До 6

Не ниже 0.97

(пониженной точности)

Любой метод

Специальные отделочные операции не требуются

Зубчатые колеса, предназначенные для грубой работы. Ненагруженные передачи, выполненные по конструктивным соображениям большими, чем следует из расчета.

До 2

Не ниже 0.96



Выбор гарантированного бокового зазора и назначение сопряжения

Гарантированный боковой зазор должен обеспечить нормальные условия работы передачи, то есть исключить возможность заклинивания при ее нагреве и создать необходимые условия смазки зубьев. Очевидно, что при выборе необходимого уменьшения толщины зубьев зубчатых колес следует учитывать не только величину гарантированного бокового зазора в передаче, но и возможность компенсации погрешностей изготовления и монтажа передачи. Следовательно, для передачи с определенным боковым зазором далеко не безразлично, с какой степенью точности она выполнена. В противном случае из-за погрешностей монтажа и неточности колес гарантированный зазор в передаче может полностью отсутствовать. Поэтому устанавливаются соотношения между видами сопряжения колес в передаче и степенью точности по нормам плавности, соответствие между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, а также соответствие предусмотренных классов отклонений межосевого расстояния (табл. 5.7).

Таблица 5.7

Вид сопряжений

Допуск на боковой зазор

Степень точности по нормам плавности работы

3-12

3-11

Класс отклонения межосевого расстояния

Допускается изменять соответствие между видом сопряжения и допуском на боковой зазор, а также классом отклонения межосевого расстояния, но при этом необходимо помнить, что в некоторых случаях нужно проводить перерасчет гарантированного бокового зазора (см. ГОСТ 1643-81).

На основе опытных данных установлено, что сопряжение вида В обеспечивает минимальную величину бокового зазора, при котором исключается возможность заклинивания стальной или чугунной передачи от нагрева при разности температур зубчатых колес и корпуса в 25°С и использовании любой степени по другим нормам точности.

Примеры условного обозначения цилиндрических зубчатых передач

Цилиндрическая передача со степенью точности 7 по всем трем нормам, с видом сопряжения зубчатых колес В и соответствием между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор, а также между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния:

7-ВГОСТ 1643-81.

Цилиндрическая передача со степенью точности 8 по нормам кинематической точности, со степенью 7 по нормам плавности, со степенью 6 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения В, видом допуска на боковой зазор а и соответствием между видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния-

8-7-6-ВаГОСГ?643-81



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [ 39 ] 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72