Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72

Модуль, мм

До 8

Свыше 8

Обозначение поля допуска

Если диаметр вершин зубьев используют в качестве измерительной или технологической базы, то в технологической документации допуски на диаметр и его радиальное биение значительно сокращают [11].

Позиция 10. Допуск радиального биения наружного диаметра зубчатого колеса dg относительно посадочного отверстия.

Допуск задается с целью ограничения возможного дисбаланса по данным табл. 5.1:

Т= 12 мкм.

Позиция 11. Допуск торцового биения.

Биение базового торца приводит к погрешностям при обработке и установке колеса в механизме, которые в наибольшей мере отражаются на отклонении направления зубьев.

Допуск на направление зуба задается относительно рабочей оси, поэтому он учитывает погрешность изготовления зубчатого колеса, а также погрешности, возникающие при монтаже колеса в механизме. При простановке допуска следует рассматривать четыре случая.

Случай 1. Зубчатое колесо сопрягается с валом по одной из рекомендуемых посадок с натягом: Н7/р6. Н7/г6. H7/s6 и имеет длинную ступицу (t/do г 0.8, см рис. 5.8) В этом случае биение базового торца повлияет только при нарезании зубчатого венца, поэтому можно допустить, чтобы торцовое биение было не более 0.5-Fp.

Случай 2 Зубчатое колесо сопрягается с валом по одной из рекомендуемых посадок с натягом, но имеет короткую ступицу {1с/d <0,8). В этом случае при установке зубчатого колеса на вал буртик вала будет влиять на положение колеса в механизме. Неперпендикулярность буртика вала и биение базового торца зубчатого колеса вызовут дополнительную погрешность направления зуба,

поэтому можно допустить, чтобы торцовое биение было не более - Ея. Учитывая, что допуск на на-

правление зуба относится к ширине зубчатого венца, а торцовое биение измеряется приблизительно на делительном диаметре, можно написать:

A = L(d/l)-Fp,

где d - делительный диаметр колеса; I - ширина зубчатого венца

Шаг зацепления необходимо знать при измерении его предельных отклонений, он определяется по формуле:

Р = жтсо5а.

При а = 20° :

Р = 2,952 т, Р = 2,952-4 = 11,808 мм .

Примечание. При необходимости могут быть указаны прочие справочные данные (см. ГОСТ 2.403-75).

Позиция 9. Диаметр вершин зубьев

ds =m-z+2-m : ds=4-21 + 2-4 = 92 мм

Допуск на диаметр принимаем таким, чтобы нижнее отклонение было не более 0,1 т; рекомендуется проставлять в соответствии с данными табл. 5.10.

Таблица 5.10



Случай 3. Зубчатое колесо сопрягается с валом по переходной посадке. В этом случае биение торца колеса определяют независимо от длины ступицы колеса по вышеуказанной формуле.

Примечание. Во 2-м и 3-м случаях, когда точно известно, что базовый торец колеса является базовым и при нарезании зубчатого венца, можно увеличить допуск на биение до 0,5 Fj.

Случай 4. Зубчатое колесо свободно вращается на валу. Биение базового торца повлияет только при нарезании зубчатого венца, поэтому можно допустить, чтобы торцовое биение было не более 0,5 Fp.

Рассмотренный пример соответствует третьему случаю. При этом точно известен базовый торец колеса. Поэтому допустимое биение базового торца:

A = 05(d/l)Fp = 05-(84/30)-9 = 12.6 шм.

Принимаем допуск на торцовое биение ТСА = 12 мкм (см. табл. П.2.4).

Примечание. Если зубчатое колесо имеет вид, изображенный на рис. 5.10, неизвестно, какой из торцов будет базовым в обработке, а какой в механизме, поэтому торцовое биение определяется по формуле

A = 1/3-(d/l)Fp=1/3-(80/30)-9 = 8.4 шм. Принимаем:

ТСА = 8 мкм.


У 0.008\а\


1X10.008 \а\

Позиция 12. Допуск параллельности торцов зубчатого колеса.

Назначение технического требования -обеспечение качественной работы подшипника, Рис.5.10

На точность базирования правого подшипника влияют биение буртика вала и отклонения от параллельности торцов колеса и втулки Поэтому в соответствии с рекомендациями (см. разд. 3.2) допускаемое суммарное торцовое биение для подшипника качения будет составлять:

А=А1+А2+Аз .

где Aj: = 25 мкм (см. табл. 3.9) для подшипника № 306 класса точности 0;

Al =6 мкм, - торцовое биение буртика вала (см. чертеж вала, рис. 5.5);

А2 \л Аз - соответственно отклонения от параллельности торцов втулки и зубчатого колеса. Отклонение от параллельности торцов зубчатого колеса.

А2=А2= (Aj -А-,)/2, Аз=(25-6)/2 = 9.5 мкм.

Полученное значение допуска на параллельность относится к диаметру отверстия внутреннего кольца подшипника, а параллельность будет измеряться на диаметре буртика колеса:

где d = 54 мм - диаметр буртика колеса;

do -диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника

А2=(9.5-54)/30 = 17.1 мкм .



Принимаем:

ТРА = 16 мкм.

Примечание. Если зубчатое колесо симметрично (см. рис 5.10), то сложно в производстве определить, какой из торцов является базовым, поэтому рекомендуется в таком случае назначать одинаковые торцовые биения, тем более что при такой схеме назначения допусков отклонение от параллельности торцов не выйдет за рассчитанный предел.

Позиция 13. Допуск симметричности расположения шпоночного паза, отклонения на глубину шпоночного паза и шероховатость поверхности выбираются в соответствии с рекомендациями разд. 5.3, ПО3.10, 11.

Позиция 14. Шероховатость торцовых поверхностей колеса.

Назначение технического требования - равномерное распределение нагрузки по поверхности торцов и точность положения зубчатого колеса как при нарезании зубчатого венца, так и во время его работы в механизме.

В соответствии с рекомендациями разд. «Шероховатость поверхности»:

R<0.5T,

где Г - допуск расположения.

Так как допуск биения базового торца зубчатого колеса ТСА =12 мкм задан на диаметре 84 мм, а шероховатость поверхности торца влияет на положение его в механизме на диаметре 50 мм, то в формулу следует подставить

ГСЛ=Г-50/84 = (12-50)/84 = 7.1 мкм.

Для левого торца:

Rz =0.5-7.1 = 3.55 мкм.

Rs =0.2-Rz = 0.2-3.55 = 0 71 мкм.

Принимаем Rg = 0.4 мкм (см. табл. П.3.1). Для правого торца:

Rz = 0.516= Smkm; Ra=0.2R = 0.2-е = 1.6мкм. Принимаем: Rg = 1.6 мкм (см. табл. П.3.1).

Позиция 15. Шероховатость поверхности посадочного отверстия зубчатого колеса. Назначение технического требования - обеспечение требуемого характера сопряжения. В соответствии с рекомендациями:

Rz 0.33 Г; Rz = 033-25 = 825 мкм

Параметр Rg = 0.25 R = 0.258.25 = 2.06мкм.

Принимаем Rg = 1.6мкм (см. табл. П.3.1).

Позиция 16. Шероховатость профилей зубьев колеса.

Назначение технического требования - обеспечение необходимых условий работы передачи Значение параметра Rg =0.8 выбирается по наивысшей степени точности, в предложенном примере - по нормам контакта зубьев (см. табл. 5.6).



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72