Промышленный лизинг
Методички
Посадка Н7Л61 широко применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами. Посадки Н/т; M/h - «тугие». Вероятность получения натяга Pf/y) » 60...99,98% . Обладают высокой степенью центрирования. Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях. Разбираются, как правило, только при ремонте. Посадка Н7/т6 применяется для сопряжения зубчатых колес, шкивов, маховиков, муфт с валами; для установки тонкостенных втулок в корпуса, кулачков на распределительном валу Посадки Н/л ; Л/А) - «глухие». Вероятность получения натяга Pf/y) » 88...100%. Обладают высокой степенью центрирования Сборка и разборка осуществляется при значительных усилиях: применяются прессы. Разбираются, как правило, только при капитальном ремонте. Посадка H7Ai6 применяется для сопряжения тяжело нагруженных зубчатых колес, муфт, кривошипов с валами, для установки постоянных кондукторных втулок в корпусах кондукторов, штифтов и т.п. 1.7.3. Расчет переходных посадок Расчеты переходных посадок выполняются редко и в основном как проверочные. Расчеты могут включать: • расчет вероятности получения зазоров и натягов в соединении; • расчет наибольшего зазора по известному предельно допустимому эксцентриситету соединяемых деталей; • расчет прочности сопрягаемых деталей от действия сил, возникающих при сборке (только для тонкостенных втулок). 1.8. Посадки с натягом 1.8.1. Особенности посадок • в сопряжении образуются только натяги. На рис. 1.11 приведена в сокращении схема расположения полей допусков посадок с натягом в системе отверстия для размеров до 500 мм • Посадки применяются только в точных квалитетах. • Они используются для передачи крутящих моментов и осевых сил без дополнительного крепления, а иногда для создания предварительно напряженного состояния у сопрягаемых деталей. • Посадки предназначены для неподвижных и неразъемных соединений. Относительная неподвижность деталей обеспечивается силами трения, возникающими на контактирующих поверхностях вследствие их упругой деформации, создаваемой натягом при сборке соединения. • Преимущество посадок - отсутствие дополнительного крепления, что упрощает конфигурацию деталей и их сборку. Посадки обеспечивают высокую нагрузочную способность сопряжения, которая резко возрастает с увеличением диаметра сопряжения. • В то же время прочность и качество сопряжения зависят от материала сопрягаемых деталей, шероховатостей их поверхностей, формы, способа сборки (сборка под прессом или способ термических деформаций) и т.п. ~Нб\ Q - предпочтительные посадки Рис. 1.11 1.8.2. Области применения некоторых рекомендуемых посадок с натягом Посадки н/р; p/h - «легкопрессовые» Имеют минимальный гарантированный натяг. Обладают высокой степенью центрирования. Применяются, как правило, с дополнительным креплением Посадка Н7/рб \ применяется для сопряжения тяжело нагруженных зубчатых колес, втулок, установочных колец с валами, для установки тонкостенных втулок и колец в корпуса. Посадки Н/г h/s: нл и r/h; s/h: T/h - «прессовые средние». Имеют умеренный гарантированный натяг в пределах Л/ = (0.0002...0.0006)0. Применяются как с дополнительным креплением, так и без него. При сопряжении возникают, как правило, упругие деформации. Посадки I Н7/г6 , Н7/зб\ применяются для сопряжения зубчатых и червячных колес с валами в условиях тяжелых ударных нагрузок с дополнительным креплением (для стандартных втулок подшипников скольжения предусмотрена посадка Н7/г6). Посадки h/u] н/х; h/z и u/h - «прессовые тяжелые». Имеют большой гарантированный натяг в пределах n = (0.001...0.002)0. Предназначены для соединений, на которые воздействуют большие, в том числе и динамические нагрузки. Применяются, как правило, без дополнительного крепления соединяемых деталей. В сопряжении возникают упругопластические деформации. Детали должны быть проверены на прочность. Посадки H7/u7; Н8/и8 наиболее распространенные из числа тяжелых посадок. Примеры применения: вагонные колеса на осях, бронзовые венцы червячных колес на стальных ступицах, пальцы эксцентриков и кривошипов с дисками. 1.8.3. Расчет посадок с натягом у посадок с натягом неподвижность сопрягаемых деталей под действием нагрузок обеспечивается силами трения, возникающими при упругой деформации деталей, создаваемой натягом. Минимальный допускаемый натяг определяется исходя из возможных наибольших сил, действующих на сопряжение, а максимальный натяг рассчитывается из условий прочности деталей. Разность между диаметром вала и внутренним диаметром втулки до сборки называется натягом W. При запрессовке деталей происходит растяжение втулки на величину Л/с(рис. 1.12) и одновременно сжатие вала на величину Л/, при этом: n = no+nd. (1.7) Рис. 1.12 Известны зависимости: d "е, где р - давление на поверхности контакта сопрягаемых деталей, Н/м; D - номинальный диаметр, м; el, ez - модули упругости материала втулки и вала, Н/м; ci. с2 - коэффициенты, определяемые по формулам. n2 , . ,2 где d,, с?2-диаметры (см. рис.1.10), м; мь № - коэффициенты Пуассона (для стали ju >• 0.3, для чугуна » 0.5). Подставив в выражение (1.7) зависимости (1.8), получим: 9l+92 £, £2 N = pD Наименьший натяг рассчитывается следующим образом: 9l+92 £, £2 (1.8) (1.9) (1.10) (1.11) Минимальное давление на поверхность контакта pm/n определяется из условия обеспечения неподвижности сопряжения при действии на него. • максимальной осевой силы р: (1.12) где fl - коэффициент трения при продольном смещении деталей; /-длина сопряжения; 0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 |