Промышленный лизинг
Методички
максимального крутящего момента Мцр : ™ 1--- (1.13) где f2 - коэффициент трения при относительном вращении деталей; • крутящего момента Мцр и осевой силы Р: Pmir (1.14) Наибольший натяг: 2 ,J Максимальное давление pmax определяется из условия прочности сопрягаемых деталей. В качестве Ртах берется меньшее из допустимых значений давлений - реоп, которые рассчитываются по следующим формулам: для втулки Peon < 0.58 cf для вала pg„ < 0.58 cf Id J где CTj ; - пределы текучести материала деталей при растяжении, Н/м. Пример Подобрать посадку с натягом для соединения при следующих данных : D = 0.185 м, d, = 0.110 м, с?2 = 0.265 м, ;= 0.17 м Соединение нагружено осевой силой Р = 392-10 Н Детали изготовлены из стали 40, Ei= £2= 206 ГПа , <Тт= 313 МПа, fi = 0.14, Rl =fz2 = 8 мкм. Решение 1 Определение коэффициентов С, Сг. + щ. С,=- 0.185 0.265 + 0.3 «3.2; 0.185 С,=- 0.265 0.110 .0.185, 0110Т {owe, - 03 «18. 2. Расчёт наименьшего натяга. 392-10 п 017 014 2.06-10" 2.06-10 = 127-10-" м. В процессе запрессовки неровности на поверхностях детали сминаются, и в соединении создается меньший натяг, поэтому следует расчетный Л/m/n увеличить на значение поправки: u = 0.8-{rzi +rz2)- и = 0.8-{8 + 8) = 128мкм. Наименьший натяг: N. =127 + 128 -140 мкм. 3. Определение допустимых значений давления. Реоп = 0.58о- 1-р„ = 058-313-10 1- для втулки: 0.185 0.265 J = 93.1 МПа: для вала: Peon = 0.58аJ Pgan = 0.58-313-10 [0.185 4 Определение максимально допустимого натяга для данного сопряжения. (0.110 = 117.4 МПа. <BX=PmBxD- (1 с2 el е- N=93,1-10-0,185- 5. Выбор посадки. По ГОСТ 25347-82 выбираем посадку: 3,2 W 2,06-10" 2.06-10", = 418-10-" м. Н8е°>). о/+0.308 , 1.9. Рекомендации по выбору посадок гладких соединений 1. в первую очередь следует выбирать посадки для наиболее ответственных и точных сопряжений, определяющих качество работы узла. Например, на узле (см. рис. П.8.2) вначале выбираются посадки подшипников качения, затем посадка зубчатого колеса на вал и посадка стакана в корпусе, а уже затем посадка, связанная с установкой уплотнения, посадка проставочного кольца и крышки подшипника. 2. При назначении посадок необходимо применять соответствующие стандарты и нормативно-технические документы, устанавливающие виды посадок, предельные отклонения и порядок их выбора. Например, выбор посадок подшипников качения, посадок типовых соединений (шпоночных, шли-цевых, резьбовых и т.д.), назначение предельных отклонений для деталей уплотнительных элементов, сопрягаемых со стандартной манжетой и т.п. 3. Перед выбором посадки необходимо определить: • характер сопряжения (подвижное или неподвижное), • основные конструктивные требования, предъявляемые к сопряжению (скорость относительного перемещения деталей, компенсация погрешностей монтажа, необходимость центрирования сопрягаемых деталей или величина и характер нагрузок, передаваемых сопряжением). 4. После выбора вида посадки необходимо решить вопрос о точности выполнения сопряжения. При этом не следует забывать, что излишне высокая точность выполнения деталей ведет к значительным и неоправданным затратам при их изготовлении. Выбор квалитета зависит: • от точностных требований непосредственно к сопряжению; • от типа выбранной посадки, например, при применении переходных посадок изменение квалитета незначительно; • от точности, обусловленной эксплуатационным назначением механизма или машины в целом, особенно это относится к ответственным сопряжениям, например, точность сопряжения деталей в коробке скоростей прецизионного станка может значительно отличаться от точности посадок аналогичных деталей в коробке скоростей трактора. В общих чертах можно указать на следующее применение квалитетов. Квалитеты 4-й и 5-й применяются сравнительно редко, в особо точных соединениях, требующих высокой однородности зазора или натяга (приборные подшипники в корпусах и на валах, высокоточные зубчатые колеса на валах и оправках в измерительных приборах). Квалитеты 6-й и 7-й применяются для ответственных соединений в механизмах, где к посадкам предъявляются высокие требования в отношении определенности зазоров и натягов для обеспечения точности перемещений, плавного хода, герметичности соединения, механической прочности сопрягаемых деталей, а также для обеспечения точной сборки деталей (подшипники качения нормальной точности в корпусах и на валах, зубчатые колеса высокой и средней точности на валах, подшипники скольжения и т.п.). Квалитеты 8-й и 9-й применяются для посадок при относительно меньших требованиях к однородности зазоров или натягов и для посадок, обеспечивающих среднюю точность сборки (посадки с зазором для компенсации погрешностей формы и расположения сопрягаемых поверхностей, опоры скольжения средней точности, посадки с большими натягами). Квалитет 10-й применяется в посадках с зазором и в тех же случаях, что и 9-й, если условия эксплуатации допускают некоторое увеличение колебания зазоров в соединениях Квалитеты 11-й и 12-й применяются в соединениях, где необходимы большие зазоры и допустимы их значительные колебания (грубая сборка). Эти квалитеты распространены в неответственных соединениях машин (крышки, фланцы, дистанционные кольца и т.п.). 0 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 |