Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Диапазон изменения диаметра шкива Ad и допускаемая на ремень мощность Ло для некоторых условных условий работы.

Ремни типов 1-В и СВ могут использоваться для вариаторов всех трех групп; ремни 2-В - только в вариаторах группы Б.

Приведенные в стандарте диаметры d следует рассматривать как минимально допустимые, диапазон регулирования Д - как максимально возможный, углы канавок - как рекомендуемые. При диапазонах регулирования меньше предельных целесообразно, например, увеличивать диаметры шкивов. В этом случае, пользуясь значением Ad из табл. 15, по одной из формул (140) или (140а) можно найти наименьший диаметр регулируемого ведущего

О V

+ L+ V •

в <

V

+®-+ + +

в 1-+ +

о Serges + Croft ь X SaytOH • HainsMorth LovejoY МйПег Re eve г Simplabelt Bando Scltaerer ASAE

50 SO bg,MM

Рис. 59. Относительная ширина ремней v в зависимости от расчетной ширины &р по данным зарубежных фирм и ОСТ 38.5.17-73

шкива, обеспечивающий получение оптимальных условий работы при заданном Д.

В зарубежной практике вариаторостроения в выборе параметров вариаторов выработались определенные тенденции.

Применяют вариаторные ремни шириной = 12... 100 мм. При этом стремятся (рис. 59) с увеличением ширины увеличивать V (до 4,5), т. е. применять относительно более тонкие ремни. Достаточная поперечная изгибная жесткость обеспечивается относительно более высоким зубом до 0,55/i. Очевидно, при Ширинах ftp э> 63 мм имеется возможность в случае необходимости выполнения ремней с меньшей высотой h по сравнению с предусмотренной ОСТ 38.5.17-73, что обеспечит лучшую их гибкость, меньшие потери и больший срок службы.

Угол канавки шкива является важнейшим параметром клиноременных вариаторов. Небольшое уменьшение его существенно увеличивает диапазон регулирования. Однако с уменьшением угла канавки повышаются потери на поперечное сжатие и радиальное скольжение ремня. Как видно из рис. 60, имеется явная тенденция к увеличению угла канавки от 22° при малых ширинах ремней до 30...32° при Ьр = 70...80 мм. Это объясняется стремлением

уменьшить потери в более мощных передачах, а также тем, что у ремней большей ширины увеличивается v, уменьшается жесткость и положение в канавке становится менее устойчивым. Увеличение угла ф для них уменьшает осевое усилие и компенсирует снижение

r L

<

ч --- <

-v> - . + «

oBerqes \/Simpiabelt + Grafts wASAE Sayton < Banio

Reeves Continental ©MuUer fSchaerer > Pirelli T Разные 11- 1-1-1

>-

+>+• +

-• -

Рис. 60. Углы канавок шкивов, применяемые в вариаторах с широким ремнем

жесткости. Рекомендация в ОСТ 38.5.17-73 лишь двух углов канавок ф = 26° и 28° недостаточна, рациональные углы канавок следует назначать в зависимости от ширины ремня - примерно

О

-+--

<

<

1 <

+ он

о"

о Serges + erofts YBayton • Hainswortli muoveJOY a frailer LReeves VSimplabelt < Bando cschaerer

bp,MM

Рис. 61. Относительные диаметры шкивов вариаторов с широким ремнем

ПО прямой, данной на графике рис. 60. С увеличением ширины ремня угол канавки следует увеличивать, а при малых ширинах снижать. Последнее даст возможность расширить диапазон регулирования или при данном диапазоне назначать большие диаметры шкивов. Так, уменьшение для ремня 1-В25 угла канавки с 26 до 22° позволяет увеличить наименьший диаметр с 45 до 55 мм. При этом потери на радиальнре скольжение остаются на том же уровне, на поперечное сжатие - снижаются на 25%, на изгиб сни-

5 в. А. Иронии и др. 129



жаются на 50%, а долговечность ремня должна повыситься примерно в 2,5 раза.

Относительные диаметры шкивов на практике выбирают в достаточно широких пределах § = 5,5...11 (рис. 61); предусмотренные в стандарте значения § для каждой из групп вариаторов (см. табл. 14) соответствуют принятым значениям. Однако необходимо иметь в виду, что для заданного диапазона наименьший диаметр шкива всегда следует брать возможно большим. Это улучшает все показатели работы вариатора: тяговую способность, КПД вариатора и долговечность ремней.

5.3. КОНСТРУКЦИИ ВАРИАТОРОВ С ШИРОКИМ РЕМНЕМ

Передачи с одним регулируемым шкивом выполняются по схеме на рис. 3, а. Регулируемый шкив в них подпружинен; регулирование достигается изменением межосевого расстояния. На рис. 62 изображены три конструкции подобных передач. Регулируемый шкив, как правило, насаживается на вал электродвигателя, ведомый шкив постоянного диаметра - на вал рабочей машины. Перемещением двигателя изменяется натяжение ремня, заставляющее перемещаться диски подпружиненного шкива и изменяющее его рабочий диаметр. Передача очень проста, не требует много места, так как вписывается в габариты нормальных клиноременных передач. Такие передачи выпускаются за рубежом многими фирмами на мощность при одном ремне до 18 кВт при «1 = 1440 об/мин с диапазоном регулирования 2...3 и иногда до 4. Имеются передачи и на большую мощность. Показанная на рис. 62, б передача рассчитана на 45 кВт при щ - 720 об/мин и «2 = 285...400 об/мин.

Сборные салазки под двигатель (рис. 62, а) применяются при передачах малой мощности, при большей - литые (рис. 62, б). По первому типу ЭНИМСом спроектированы два типоразмера вариатора: ВРС-2 и ВРС-1 на мощность 2,8 и 7 кВт при Д = 2.

Выбором диаметра ведомого нерегулируемого шкива можно в широких пределах изменять предельные значения передаточных отношений. Наименьшее передаточное отношение обычно берется в пределах = 0,5...2,5, наибольшее - tax = 1>5.-.7. Возможность осуществления больших передаточных отношений весьма ценна для приводов со значительным понижением угловой скорости. Применение подобной передачи позволяет упростить кинематическую цепь.

Вследствие применения ведомого шкива большего диаметра передачи этого типа по сравнению с вариаторами с двумя регулируемыми шкивами обладают более высокой тяговой способностью, повышенными КПД и долговечностью ремня.

Величина перемещения двигателя должна допускать изменение межосевого расстояния (см. раздел 2.2) от атщ = Отш - 0,015L ДО oJnax = йгаах 4- 0,03L [здссь а„,„ И о - межосевые расстоя-

ния в крайних положениях ремня, определенные по формуле (13) при номинальной длине ремня]. При салазках, подобных изображенным на рис. 62, и наклонном расположении передачи к горизонту (рис. 63) ход салазок

S = Gmax COS - ajn COS ад,

(141)


Рис. 62. Бесступенчатые передачи с широким ремнем и регулируемым ведущим шкивом: а - со сборными салазками; б и в - с литыми

где углы и определяются по формулам

sina<i =

sin ад =

"min

высота h устанавливается по чертежу.

Подпружиненные шкивы применяют как с односторонним, так и с двусторонним перемещением дисков. Шкивы первого типа проще по конструкции. На рис. 64 показано несколько конструкций таких шкивов. В шкиве, изображенном на рис. 64, в, пружиной является резинокордный элемент 2, который одновременно передает крутящий момент с подвижного диска / на упорную



шайбу 3. Для этой цели элемент 2 посажен на ступицах этих деталей на шлицах треугольного профиля. Жесткость пружинного элемента переменная, она уменьшается с увеличением деформаций. Вследствие этого осевое усилие повышается с переходом ремня на малые диаметры значительно меньше, чем при цилиндрических витых пружинах. Фирма MuUer выпускала передачи с таким шкивом на мощность до И кВт при % = 1440 об/мин и Д = 3.

При одностороннем движении диска ремень смещается при регулировании в осевом направлении на величину х, определяе-


Рис. 63. Схема перемещения двигателя в передаче с одним подпружиненным шкивом

мую по формуле (17). Во избежание его перекоса двигатель должен перемещаться под углом (см. рис. 63) к плоскости ремня. Для этой цели применяются салазки типа показанных на рис. 65. Угол наклона направляющих в них определяется зависимостью

где S - перемещение двигателя при регулировании, определяемое по формуле (141), но при номинальных и ах-

Салазок с косыми направляющими можно избежать, если ведомый шкив постоянного диаметра делать не желобчатым, а гладг КИМ. Однако тяговая способность такой передачи ниже, чем при желобчатом ведомом шкиве. Фирма Reeves выпускает такие передачи на мощность до 11 кВт при tii = 1450 об/мин и Д = 2...3.

Несколько конструкций подпружиненных шкивов с симметричным движением дисков показаны на рис. 66. В первой из них (рис. 66, а) правый и левый диски связаны со скользящими шпон-


Рис. 64. Подпружиненные шкивы для широких ремней с односторонним движением дисков:

а - с одной центральной пружиной; б - с несколькими пружинами; в - с резннокордной пружиной; г - на два ремня с центральной пружиной

"

щ а

&

- 1

-v \

Рис. 65. Конструкции салазок с косыми направляющими: а - литые; б - сборные



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [ 20 ] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51