Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

ками, на которых нерезаны рейки. Обе рейки зацепляются с одной и той же шестерней. При изменении натяжения ремня пружина сжимается или разжимается и оба диска перемещаются в разные


Рис. 66. Конструкции подпружиненных шкивов с симметричным движением обоих дисков

стороны, но на одно и то же расстояние. В шкиве, изображенном на рис. 66, б, выравнивание перемещений обоих дисков производится рычагом. Для одинакового перемещения обоих, дисков центр оси качания рычага должен быть смещен от оси вращения шкива.

В шкивах, показанных на рис. 66, виг, поставлены по две пружины, из которых одна действует на правый диск, а другая - на левый. Здесь выравнивание перемещений дисков производится не кинематическим, а силовым способом. Для этой цели жесткость С„ обеих пружин должна быть одинаковой, т. е.

где Dl к Di - средние диаметры обеих пружин; и dz - диаметры проволоки пружин; % и 12 - числа витков пружин; G - модуль упругости второго рода.

На рис. 66, д дана конструкция шкива вариатора на мощность до 6 кВт с пружинами рессорного типа прямоугольного сечения, а на рис. 66, е шкив с тарельчатыми лепестковыми пружинами фирмы Schaerer на 9 кВт при Д = 2,8. На шкивах передач фирмы Simplabelt типа, представленного на рис. 62, в, поставлены тарельчатые пружины другого вида; передачи выпускаются на мощность до И кВт при Д = 3 и до 18 кВт при Д = 2,2.

Под действием эксцентрично приложенных к дискам равнодействующих элементарных осевых сил создается защемляющий момент, затрудняющий передвижение дисков. Кроме того, этот момент, а также возникающие колебания приводят к непрерывному осциллирующему движению дисков по посадочной поверхности. Это движение вызывает на контактных поверхностях фрет-тинг-коррозию, ведущую к потере подвижности дисков [77]. Для исключения этого лучше избегать применения трения стали по стали или по чугуну, ступицы подвижных дисков должны иметь достаточную длину, и к скользящим поверхностям следует подводить смазку. Для лучшего ее распределения в ступицах выполняют разветвленную систему канавок (см. рис. 64, б и 66, б). Предпочтительно применять жидкое масло. Для этого в шкиве фирмы Walwark (рис. 67) предусмотрена камера /, из которой масло под действием центробежных сил по радиальным сверлениям и круговой канавке подается к трущимся поверхностям.

Однако при смазке ступиц пластическими мазями и особенно жидким маслом возникает опасность попадания их на ремень. В последнее время в подвижных соединениях ступиц дисков стали применять детали из пластмасс, например из тефлона, не требующих смазки и предохраняющих от фреттинг-коррозии.

На рис. 68 показан подпружиненный шкив фирмы Ebenhard Zeng (ГДР) на мощность 17 кВт при Д = 3, в котором диски / перемещаются по втулке 2 на шариковых опорах 3, также практически не требующих смазки. Момент передается с втулки 2 на диски скользящей шпонкой 4.

Элементами, подверженными достаточно интенсивному износу, в регулируемых шкивах являются шпонки и другие детали, передающие крутящий момент с (Дного диска на другой или с диска на вал. Кроме того, при передвижении дисков на них возникает



большая сила трения, искажающая осевое воздействие пружин. Для улучшения работы шкивов целесообразно эти элементы располагать на возможно большем радиусе, как это сделано в шкиве по рис. 67. В нем применено несколько шпонок, выполненных из упругого материала. Повышенная их податливость ведет к тангенциальным перемещениям дисков, способствующим лучшему распределению масла по трущимся поверхностям.


Рис. 67. Подпружиненный шкив фирмы Wailwork

При регулируемых шкивах с симметричным движением дисков ремень занимает постоянное осевое положение и направляющие салазок выполняют параллельными плоскости ремня (см. рис. 62). Вместо салазок перемещение двигателя в этом случае может производиться качающимися плитами (рис. 69), два типа которых приведены на рис. 69, а, б. Конструкции и изготовление их проще, чем салазок.

Определение расчетного усилия, действующего на пружины, и их прогибов производится, как указано в разделе 4.4, в зависимости от требуемой характеристики передачи.

При установке подпружиненного шкива на ведущий вал передача больше приспособлена для работы при постоянной мощности. Однако чаще в целях обеспечения большей долговечности ремня пружину подбирают так, чтобы при переходе на малые диаметры натяжение ремня повышалось возможно меньше. Для этого принимают больше значения, определяемого по формуле (81а). В этом случае передаваемая мощность будет уменьшаться с понижением скорости вращения ведомого вала.

В приводах, работающих при = const, подпружиненный шкив также устанавливается на ведущий вал. Пружину здесь следует ставить возможно меньшей жесткости, однако во всех положениях, кроме работы при Dmax. натяжение будет избыточным.

Для приближения натяжения ремня к требуемому применяют комбинированное нажатие - пружиной и кулачком (рис. 70). Последний изменяет осевую силу в зависимости от крутящего момента на этом шкиве.

Передачи с двумя регулируемыми шкивами выполняются преимущественно по схеме рис. 3, в с одним пружинным шкивом и с другим регулируемым принудительно, реже по схеме рис. 3, б с обоими принудительно регулируемыми шкивами. В вариаторах первого типа компенсация изменения длины ремня в процессе регулирования производится автоматически пружиной. Поэтому предусматривать специальные компенсирующие устройства нет надобности, что существенно упрощает конструкцию передачи.

Валы в передачах могут иметь фиксированное положение, или предусматривается возможность их перемещения. В первом слу-

S 1 г


Рис. 68. Подпружиненный шкив с дисками на шариковых опорах




Рис. 69. Конструкции качающихся плит под двигатель:

/ - поворотная плита; 2 - винт; 3 - основание; 4 - ось вращения; 5- шарнирная- гайка

чае первоначальное натяжение ремня и подтягивание его по мере вытяжки производится с помощью регулировки пружин. Однако при этом, как указано в разделе 2.3, возможный диапазон регули-



рования снижается. Более целесообразна регулировка натяжения изменением межосевого расстояния.

В практике применяются три вида передач с широким ремнем и двумя регулируемыми шкивами: без какого-либо корпуса, с простейшей рамой, связывающей оба вала, и в специальном корпусе в виде отдельного вариатора.

В первых двух случаях в качестве шкивов с пружинами используются те же шкивы, что в и передачах с одним регулируемым шкивом (см. рис. 64 и 66). Отсутствие рамы позволяет сделать один из валов перемещаемым. Это дает возможность легко компен-


Рис. 70. Шкив фирмы Wallwork с комбинированным нажатием пружинами и кулачком

сировать вытяжку ремня, поддерживать требуемое натяжение и обеспечивает лучшее использование заданного диапазона регулирования.

Шкивы с принудительным регулированием могут выполняться аналогично шкивам для передач стандартными ремнями. На рис. 71 показаны три конструкции таких шкивов для широких ремней. В шкиве по рис. 71, а перемещается только правый диск; в двух других конструкциях перемещение дисков 2 по ступице / симметричное: оно осуществляется вращением корпуса 4 по резьбе в корпусе 3. Последний удерживается от вращения стержнем, который укрепляется на какой-либо неподвижной детали и проходит через отверстие в приливе 6 этого корпуса. Выравнивание перемещений дисков производится рычагом 5 так же, как и в пружинном шкиве (см. рис. 66, б).

В шкиве на рис. 71, в между системами одного и другого дисков введена пружина, способствующая выравниванию осевых сил,


Рис. 74. Вариатор с широким ремнем и простейшей рамой


Рис. 75. Клиноременный вариатор с универсальным корпусом



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51