Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

вращения (при вывешенном ведущем колесе). Ведомый шкив (рис. 92, б) нерегулируемый, межосевое расстояние изменяется. На вариаторе поставлен зубчатый ремень сечением 18 X X 8 мм. Передаточное отношение i = 4,69 ... 2,69.

В вариаторе мотороллера «Tina» фирмы Triumf (рис. 93) регулируются оба шкива. Ведущий шкив муфт сцепления не имеет, функции последних выполняет сама ременная передача. В выключенном положении ремень ложится на подшипник. Центробежное устройство шариковое. Ведомый шкив, сидящий на валу понижающего редуктора, подпружиненный. Между ступицамилевого неподвижного дисками правого подвижного введен кулачковый нажимной механизм в виде спирального паза в одной ступице и штифта, закрепленного в другой. Через этот механизм передается половина крутящего момента, и он корректирует осевое усилие по нагрузке.

Вариатор рассчитан на мощность двигателя 4,5 л. с. при п = 5000 об/мин. Ремень зубчатый сечением 22 х 11 мм, диаметры

= 56 ... 120 мм, = 168 ... 120 мм, диапазон регулирования Д = 3.

На рис. 94 представлена одна из первых конструкций ВНИИМотопрома вариатора для мопеда. Ведущий шкив Рис. 93. Автоматический вариатор мото- ез муфт Сцепления, центро-роллера Tina бежное устройство рычажно-

• : - .- го типа. В вариаторе мопеда

«Селена» ВНИИМотопрома (рис. 95) ведущий шкив выполнен по схеме вариатора Motobecan (см. рис. 92), но с обоими подвижными дисками, что обеспечивает работу ремня без перекосов. Ведомый шкив также регулируемый. Ремень сечением 14,5x7,5 мм, диапазон регулирования Д = 2,2. В последующей конструкции


шкивов -

2. =

йодобного Bapnatopa в ведущий Шкив меЩу дисками ЬВедёй кулачковый механизм, который ослабляет действие центробежного устройства, дающего избыточную осевую силу при уменьшении передаточного отношения.

Другой класс составляют автоматические клиноременные вариаторы мотонарт на мощность до 30 ... 35 л. с. Наиболее харак* терная конструкция такого вариатора дана на рис. 96. Ведущий


Рис. 94. Автоматический вариатор ДВ-51 ВНИИМотопрома

ШКИВ снабжен рычажным центробежным нажимным устройством 1 и противодействующей ему пружиной 2. Одновременно он выполняет функции муфты сцепления. В выключенном положении ремень лежит на подшипнике 3.

Осевое усилие на ведомом шкиве обеспечивается кулачком 5, соединяющим левый подвижный диск с валом, и пружиной 4, работающей на сжатие и кручение. Предварительная закрутка этой пружины создает через кулачок часть начальной осевой силы.;

При малых частотах вращения (примерно до 2300 об/мин) осевое усилие, создаваемое центробежным устройством, меньше

167.



силы пружины 2, диски ведущего шкйВа разведены й Трансмиссий выключена. При дальнейшем увеличении частоты вращения вала двигателя подвижный диск ведущего шкива сжимает ремень и начинается разгон мотонарт. До тех пор пока натяжение ремня,


Рис. 95. Автоматический вариатор мопеда «Селена» ВНИИМото-

прома

создаваемое нажимным устройством ведущего шкива, не может преодолеть осевую силу на ведомом шкиве, разгон происходит при положении вариатора на гах- При еще больших частотах ведущего вала или при уменьшении осевой силы на ведомом шкиве за счет снижения момента сопротивления происходит автоматическое уменьшение передаточного отношения вариатора вплоть до достижения in,i„.

Осевые силы, создаваемые в данном вариаторе, определяются на ведущем шкиве по формулам (154), (155) и (156) и в общем виде будут

Fxi = (й1 -f a2Xi)nl - Fnpi.o- c„ixi,

(160)

на ведомом шкиве согласно формуле (159)

л2 = -Рпр2.о + «з2 + аА (161)

Здесь ai и а - постоянные центробежного устройства; - постоянная, зависящая от продольной и крутильной жесткости пружины 4 и характеристики кулачка; di - постоянная кулачка;

р 1. о


и про.о - начальные силы сжатия пружин; Сп1 - жесткость пружины ведущего шкива.

Как видно, осевая сила Fi зависит от частоты вращения вала двигателя, сила /л2 - от момента сопротивления и обе эти силы -от положения дисков, определяемых координатами Xi и х. Следовательно, положение дисков и передаточное отношение вариатора зависят от нагрузки и частоты вращения двигателя.

Хорошо зарекомендовала себя автоматическая трансмиссия с клиноремен-ными вариаторами автомобиля DAF (рис. 97). Автоматическое регулирование достигается воздействием центробежного устройства/и вакуума, создаваемого в правой или левой полости камеры 8. Ведомый шкив подпружинен.

При отпущенной педали газа частоты вращения вала двигателя и ведущего шкива минимальны; разрежение при этом перекрыто. В результате этого осевое усилие ведущего шкива минимально и пружина ведомого ставит диски в положение, соответствующее /шах- По мере увеличения частоты вращения двигЬтеля осевая сила, создаваемая центробежным устройством, вытесняет ремень на больший диаметр Du,

Рис. 96.

Автоматический нарт

вариатор мото-



пока не установится определенное соотношение между F и F , соответствующее требуемой скорости. При увеличении разрежения в правой полости осевое усилие /"ц. также возрастает, что л-оже способствует уменьшению передаточного отношения вариа-



Рис. 97. Клиноременный вариатор малолитражного автомобиля DAF:

а - общий вид; б - разрез ведущего шкива; / - коническая передача; 2 - ведущий шкив вариатора; 3 - ремень; 4 - ведомый шкив; 5 - зубчатая передача; 6 - задняя полуось; 7 - центробежный регулятор; 8 - вакуумная камера

тора. Для торможения двигателем вакуум создается в левой полости, что резко повышает передаточное отношение. Включение трансмиссии производится автоматически центробежной муфтой.

Параметры вариатора автомобиля модели DAF-750 следующие: .диаметры шкивов = 92 ... 194 мм, D- = 204 ... 95 мм, регулирование близко к симметричному с диапазоном Д = 4,55, J70

3000

2000

1000

рСмСнь зубчатый сечением 32 X 14 мм, угол канавки 26°, Mout-ность двигателя 26 л. с. при щ = 4000 об/мин, наибольший момент на ведущем валу каждого вариатора 4,9 кгс-м. В более поздней модели автомобиля DAF-55 при том же ремне мощность двигателя повышена до 55 л. с. при п- = 5000 об/мин.

В этой трансмиссии регули- п,од/мии рованке производится по частоте вращения двигателя и нагрузке с характеристикой, при- t,ooo веденной на рис. 98. Благодаря вакуумному устройству область регулирования (на схеме заштрихована) весьма широкая, что дает возг,10жность при малых нагрузках использовать двигатель на малых частотах вращения (нижняя кривая).

На рис. 99 приведен клиноременный вариатор, использованный в механизме поворота гусеничного снегохода. Валы вариатора соединены с полуосями ведущих звездочек гусениц. При выведении вариатора из положения i = 1 полуоси вращаются с разными скоростями, благодаря чему происходит поворот машины.

разре»

20 60 80 V,km/4

Рис. 98. Характеристика автоматической трансмиссии автомобиля DAF



Рис. 99. Клиноременный вариатор в механизме управления гусеничного снегохода

Проектирование клиноременных вариаторов мототранспортных средств ведут так же, как стационарных вариаторов. Передаточные отношения /щах и iniin устанавливают из общей разбивки передаточного отношения трансмиссии.

Параметры вариаторов -принимают: угол клина шкивов Ф = 25 ... 28°, относительный минимальный диаметр & = 5,5 ... 6,



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51