Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Конусные и особенно лобовые вариаторы обладают в сравнений с другими типами фрикционных вариаторов повышенным геометрическим скольжением. Однако при работе в масле этот недостаток менее ощутим. Благодаря же более простой конструкции и повышенной точности изготовления средствами современной технологии машиностроения они получают достаточное применение, особенно при малых мощностях.

7.2. ТОРОВЫЕ ВАРИАТОРЫ

Торовые вариаторы могут выполняться с диаметрально (см. рис. 112, cm) и хордально (см. рис. 112, г/) расположенными роликами, причем и первые и вторые могут быть как с симметрич-


Рис. 132. Схема торового вариатора с хордальным расположением роликов

НЫМ (см. рис. 112, с, у), так и со смещенным в сторону редуцирования диапазоном регулирования (см. рис. 112, т). Рабочие поверхности ведущего и ведомого шкивов являются частью поверхности тора.

Вследствие значительного геометрического скольжения вариаторы с диаметральным расположением роликов могут работать только в масле. Они изготовляются на мощность до 15 кВт с Д = 6 (в специальном исполнении до Д = 10).

Более рациональны вариаторы с хордальным (рис. 132) расположением роликов. При надлежащем соотношении размеров геометрическое скольжение в них значительно меньше, чем в любой другой бесступенчатой передаче, и поэтому они допускают работу без смазки. Этим передачам посвящен целый ряд исследований, главным образом отечественных, а также зарубежных [56, 76 88 и др.].

Рабочая поверхность колес (чашек) в вариаторе - часть поверхности кругового тора, рабочая поверхность роликов - сфера радиуса R (рис. 132). Валы вариатора соосны. Регулирова-232

ние, как правило, симметричное. Диапазон регулирования Д = = 4 ... 6. Для разгрузки валов от изгиба и для увеличения передаваемой мощности ставятся два (иногда три) паразитных ролика. С целью обеспечения равной нагрузки роликов оси качания их закрепляются в плавающей рамке.

Нажатие автоматическое, осуществляется двумя шариковыми нажимными устройствами, поставленными на ведомом и ведущем валах. Подобное нажатие обеспечивает жесткую характеристику передачи и отсутствие буксования как при разгоне, так и при колебании скорости и нагрузки ведомой системы.

Регулирование угловой скорости ведомого вала производится наклоном осей роликов. Передаточное отношение вариатора в зависимости от угла поворота роликов б (рис. 132) без учета смещения полюса качения определяется выражением

Я -cos (0 + б)

Я-i? cos (9 -б)

Более точное значение может быть найдено из формулы (170).

Вершина конуса, касательного к поверхности ролика в середине рабочего пояска, описывает при регулировке дугу аа, близко расположенную к осям обоих колес. Вследствие этого расхождение вершин конусов и относительное скольжение получаются малыми. В положениях, когдаоси роликов проходят через точки б, вершины конусов совпадают и передача работает без геометрического скольжения. Наибольшие расхождения вершин конусов Cl и 62 имеют место в крайних положениях на r, и лах и в среднем положении (е) при i = 1.

Величина скольжения зависит от расстояния Я центра качания ролика от оси вращения чашек и уменьшается с его увеличением. Подбором параметров передачи Н, R и д можно точки б расположить в зоне передаточных отношений, при которых вариатор работает наибольшее время. Таким образом можно снизить геометрическое скольжение в этой области и уменьшить износ колес. Однако следует иметь в виду, что в других крайних положениях геометрическое скольжение будет наибольшим.

Для вариаторов универсального применения целесообразно размеры назначать так, чтобы 2е,, = + е.

Сила нажатия в месте контакта ведущего колеса с роликом, с учетом (199), при двух роликах будет (рис. 132)

Р -а- Ml Mih Ml

«1 -

Sin at

2/-Ш tg V sin ai 2/-Ш/-1 tg v

2/-Ш tg V sin (9 + 6)

(219)

где Fa - осевая сила, развиваемая шариковым нажимным устройством ведущего вала в точке контакта с одним роликом; -• половина угла при вершине ведущего конуса; Mi - крутящий момент на ведущем валу; у угол канавки нажимного устройства; Гщ - радиус по центру шарика; - длина образующей



ведущего конуса; 6 - угол, соответствующий полухорде ролика; б - угол поворота ролика.

В формуле (219) знак минус перед б берется при работе на замедление, знак плюс - при работе на ускорение.

Окружная сила в точке контакта с каждым роликом будет

2ri 2 [Я -/? cos (0 + б)] отсюда запас сцепления

fr,if fli

ft Гп

Я - /? COS (0 + б)

tg V /-щ tg V sin (6 + 6) •

(220)

(221)

Как следует из формулы (221), f/f„i и запас сцепления при регулировании изменяются. Наименьший запас сцепления будет

при минимальном li, что имеет место на радиусе г[ = --~.

Поэтому определение параметров л„, и у нажимного устройства должно производиться для этого положения. В остальных положениях нажатие будет несколько больше необходимого.

Ограничение геометрического скольжения учитывают введением в расчетные формулы рациональных соотношений параметров Н, R, b и Гщах. выражаемых коэффициентами

Ci =

max Г max " Г max

Применительно к разработанному в ЦНИИТМАШе ряду вариаторов с текстолитовыми роликами соотношения указанных параметров принимались

Я= l,4i?;Ci= 1,27 . . . 1,5; = 0,93 ... 1,07; С3 = 0,14 ... 0,23.

Попытка ЦНИИТМАШа разработки малогабаритных торовых вариаторов со стальными телами качения, работающих без смазки, оказалась бесперспективной по следующим причинам: требуется высокая точность изготовления вариатора, обеспечивающая надлежащее прилегание роликов к чашкам; подверженность чашек местным износам, приводящим к нарушениям контакта фрикционных пар в эксплуатации; высокая чувствительность таких передач к небольшим разрегулировкам, вызывающая значительные усилия самоувода роликов; высокие требования к уплотнениям подшипниковых узлов.

Поэтому все последующие работы, осуществлявшиеся в СССР (РИСХМ, Уралмашзавод), проводились в направлении дальнейшего исследования и совершенствования передач с неметаллическими роликами. В этом исполнении габариты вариаторов оказываются несколько большими, однако такие передачи менее требовательны к точности изготовления, проще в регулировке, износу подвергаются легко заменяемые ролики, в то время как более сложные в изготовлении торовые стальные чашки изнашиваются 234

весьма мало, требуются существенно меньшие усилия для управления вариатором, конструктивно проще решаются подшипниковые узлы.

Для вариаторов с неметаллическими роликами Ф. В. Костиковым [39] дано аналитическое обоснование оптимальных значений коэффициентов С, Са и Сд, обеспечивающих минимальные габариты и массу вариаторов. Применительно к вариаторам универсального назначения, когда неизвестны преимущественно используемые передаточные отношения, в качестве исходного им принято условие 1 + 2 = 23, где и 2 - геометрические скольжения в крайних положениях роликов; 2з - общее скольжение при среднем положении роликов. Получены следующие расчетные значения коэффициентов: = 1,54; = 1,15; Сд = 0,27. При этом габаритная характеристика передачи H/R изменяется от 1,4 при Д = 1,5 до 1,3 при Д = 6.

Расчет на. контактные напряжения следует проводить по наименьшему радиусу ведущего диска гтд. Необходимые для этого расчета величины находятся из выражений (см. рис. 132):

cosa, = cos (6 - б) = ilzllsb - С, 1Ад-1.

cos а2 = sin О ==

1. = =

2rj min

fl mm

г 1 шах

b Sin ai b Va sin aj VД, c3 sin ai

Учитывая эти выражения и одновременную работу двух роликов, из формулы (206) получаем для определения наименьшего расчетного радиуса (см) чашки

l min

= 18,5- -

С2С3 1Лд~ fl<y]% I ni

(222)

Основываясь на работах, проведенных в РИСХМе, Ф. В. Костиков рекомендует изготовлять торовые шкивы из стали 45 с твердостью НВ 240 ... 270, а ролики из ретинакса ФК-16Л; при расчетах принимать допускаемое контактное напряжение [о ]я= 800 кгс/см; коэффициент трения / = 0,35 ... 0,42 и модуль упругости Е = = 13-10* кгc/cм

Так как при iax имеет место некоторое излишнее нажатие, то при расчете rimin следует брать повышенный запас сцепления.

Определив по формуле (222) Гтт, далее по диапазону регулирования и выбранным коэффициентам Q, и С, находят основные размеры пары и из (221) параметры Гц, и 7 нажимного устройства. После этого определяют для нескольких положений действительные значения и 4 и прбверяют контактные напряжения и величины геометрического скольжения. Проверку следует выпол-



нять для двух крайних положений и, кроме того, при на

радиусе г.

Осевые силы, действующие на ведущую и ведомую чашки,

Pal = 2Fa = 2Fni Sin a, = •

\РаЧ =


Рис. 133. Схема распределения контактного давления в торовой передаче

Осевая сила на ролике F,,p = (F„i + fg) cos 6. При выводе зависимости (222) принято упрощающее допущение о равномерном распределении погонной нагрузки по длине контактной полоски. Исследованием О. Л. Галушко несущей способности пятна контакта сухой торовой передачи с текстолитовыми

роликами [42 ] выявлена значительная концентрация контактного давления на концах контактной полоски, как это показано на рис. 133.

Выданной передаче нажатие осуществляется вдоль оси ролика и наиболее нагруженной оказывается точка В. Экспериментальными замерами установлено, что при максимальном нагружении передачи напряжение в этой точке примерно в 2,4 раза превышало среднее.

Для выравнивания контактного давления вдоль контактной полоски и повышения нагрузочной способности пластмассовых промежуточных роликов О. Л. Галушко рекомендует придавать изготавливаемому ролику оптимальный рабочий профиль, который до нагружения касается торового шкива в точке, при максимальном нагружении - по линии.

Приближенно такой профиль (на рис. 133 показан пунктиром) может быть построен радиусами и сопряженных окружностей или заменен дугой одной окружности. Методику определения радиусов г1 и Гг см. в работе [42 ]. По утверждению автора, такой профиль обеспечивает близкое к равномерному распределение контактных напряжений по длине площадки и позволяет в 1,4 ... 1,5 раза повысить несущую способность фрикционной пары.

В табл. 19 и 20 приведены характеристика и основные размеры ряда торовых вариаторов ЦНИИТМАШа.

В индексации типоразмеров слева от буквы Т (текстолитовые ролики) стоит число, определяющее мощность присоединяемого двигателя, а справа - диапазон регулирования.

Вариаторы 1,7-1-6, 2,8-1-4 и 14-Т-4 были подвергнуты длительным стендовым испытаниям, в процессе которых проверялись работоспособность и нагревание отдельных узлов и вариатора в целом, а также износостойкость фрикционных пар.

Как показали испытания, величина износа текстолитовых роликов за 1000 ч непрерывной работы при реализации полной

19. Основная характеристика торовых вариаторов с текстолитоБЫми роликами конструкции ЦНИИТМАШа

Контактные напряжеиня,

tlx.

кгс/см*

Типоразмер

об/мни

1,7-Т-6

6,25

1000

1,7 "

2,8-Т-4

1000

4,5-Т-4

1000

7-Т-4

1000

10-Т-4

14-Т-4

1000

20-Т-З

мощности электродвигателя составляла примерно 0,6 .. . 0,8 мм. Длительные испытания выявили увеличение радиального биения рабочей поверхности роликов с 0,05 до 0,2 мм после 2000 ч работы. При этом возрастал шум работающего вариатора. По истечении указанного срока работы ролики были переточены, после чего вариатор продолжал нормально работать. Фрикционные пары и подшипниковые узлы в процессе испытаний не перегревались. Подвижные соединения вариатора и уплотнения работали безотказно.

Проведенные испытания позволили откорректировать допускаемые напряжения для текстолитовых роликов.

Нагрузочная способность текстолитовых роликов обусловливается тепловой напряженностью их работы, последняя же определяется не максимальным напряжением, а средним Ояср Для обеих зон контакта: ai для контакта ведущая чашка - ролик и ог для контакта ролик - ведомая чашка. Величины ai и аг и средние Ояср приведены в табл. 19.

На рис. 134 показана конструкция вариатора 4,5-1-4, которая отличается от ранее разработанных конструкций креплением

20. Осиовиые размеры вариаторов ЦНИИТМАШа

Размеры колес, мм (рис. 132)

Размеры нажимного устройства (см. рнс. 111)

Типоразмер

fflln

1,7-1-6 2,8-1-4 4,5-1-4 7-Т-4 10-Т-4 14-Т-4 V 20-Т-З

120 140 165 190 225 280

1Ъ 85 100 120

136 160 200

87 88 100 114 136 163 187

34,8 44,0 50,0 57,0 68,0 81,5 108

112,1 124,8 144,2 171,0 197,0 233,0 290,0

12 17 22 25 30 35 44

17 19

28 30 32 39,2

49 51 45 45 48 51 45

15 16 17,5 19

22,23 31,75 44,45



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51