Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 [ 108 ] 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Таблица 10.1. Категории, классы и типы активов

Категории

Финансовая

Кадровая

Физическая

Знания

Политические (отношения)

Восприятие

Классы

Обязательства

Капитал

Ликвидность

Персонал Навыки и умения

Предприятие Оборудование Поставки Запасы

Готовая продукция

О внешних структурах О процессах/системах О явлениях/целях

Формальные отношения с внешними структурами Неформальные отношения с внешними структурами

Восприятие внешних структур

Типы

Типы обязательств:

по источникам

краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

Численность персонала:

на функциональном уровне

разновидности навыков и умений

Типы предприятия:

технологические процессы

выпускаемая продукция

Знания о потребителях:

об их размещении

о типах покупательского поведения

критерии покупок

Отношения с каналами распределения:

внутреннее партнерство

транзакции

Восприятие потребителей:

продукции компании

готовности компании отвечать на действия конкурентов

Организационные

Системы

Структура

Культура

Процессы принятия решения

Типы систем:

информационная

по закупкам

контрольная

В этой главе показано, как важен анализ активов на уровне их типов, так как это позволяет получить основные исходные составляющие, необходимые для принятия решений. Если говорить о конкурентах, как об отдельном классе знаний, менеджерам, возможно, потребуется разработать отдельные типы этого класса: знания стратегий, применяемых конкурентами на рынке; знания об их допущениях; об используемой технологии и о потенциальных вариантах стратегий. Каждый такой тип знаний может внести свой вклад в то или иное принимаемое решение. Например, Amazon.com выделяет большие ресурсы на получе-



ние детальной информации о предыдущих покупках своих потребителей, их покупательских предпочтениях и потенциальных запросах*.

Почему оправдывается внимание к активам

Короткий ответ на этот вопрос следующий: без создания активов, необходимых для проведения операционных процессов, и, как следствие, невозможности совершенствовать организационные ТОП-характеристики, организация не может (и не сможет) функционировать эффективно. Приведенные ниже концепции показывают важность активов как исходных составляющих, требующихся для формулирования и реализации стратегии.

Относительная важность категорий активов за последнее десятилетие в значительной степени изменилась. Теперь кирпичи и цемент (или, если выразиться более обобщенно, материальные активы) больше не являются основными строительными блоками, при помощи которых организация стремится получить и удержать потребителей**. Вместо них на ведущие позиции выходят активы, связанные с восприятием (репутация у потребителей, у каналов и даже у конкурентов), и активы, связанные со знаниями (понимание, как и почему потребители реагируют на разные предложения конкурентов), что становится все более важным фактором, влияющим на конкуренцию компании на рынке.

Критическими ингредиентами ТОП-характеристик и компетенций организации, как очевидно из материала гл. 11 (и некоторых других глав этой книги), являются активы и то, как они интегрируются в операционные процессы, как происходит управление этими процессами.

Самые превосходные планы многих организаций так и остались благими намерениями, поскольку их составители не понимали, что у них нет важных ключевых активов, необходимых для реализации выбранной ими стратегии.

Пример программы разработки активов обсуждается в заключительном параграфе главы.

Этот аргумент активно приводится многими специалистами. См., например: James Brian Quinn.The Intelligent Enterprise. - New York: Free Press, 1992.



Наиболее уязвимое место, из-за которого организация может серьезно пострадать, - ее неспособность привлекать, наращивать или удерживать требуемые активы*.

Возрастающая важность нематериальных активов

Что в значительной степени определяет огромную рыночную капитализацию Microsoft, Intel, Dell Computer и, естественно, Amazon.com? Конечно, не только стоимость их физических активов (предприятия, станки, оборудование, здания, незавершенная работа, т.е. продукция в процессе производства в тот или иной момент времени) или даже готовой продукции на складах. Инвесторы оценивают их так высоко, поскольку у них есть нематериальные активы:

знания о продуктах, технологиях и рынках, считающиеся собственностью этих компаний;

репутация и имидж, которые они сформировали как лидеры по определенным видам продукции и технологий;

отношения с каналами и конечными пользователями, отражающиеся в их рыночных долях, капитале бренда и высоких показателях степени удовлетворения потребителей;

организационная культура и отработанные процессы, позволяющие им оставаться лидерами по разработкам и реализациям стратегий.

Подобные нематериальные активы заставляют инвесторов обоснованно полагать, что решения, предлагаемые этими структурами бизнеса, будут успешно выполняться и дальше.

Есть еще одна причина, объясняющая повышающуюся важность нематериальных активов, хотя она часто остается незамеченной: нематериальные активы помогают (во многих случаях очень существенно) материальным активам генерировать ценность. Например, знания производственной компании об изменяющихся вкусах потребителей, типах их покупок и предпочтительных видах продукции позволяют ей адаптировать производственные технологии, сырье и компоненты (физические активы) и разрабатывать и предлагать необходимые виды продукции с

Об ограничениях по активам и их уязвимости речь пойдет ниже.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 [ 108 ] 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195