Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 [ 119 ] 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

относящиеся к многочисленным разнообразным культурам, должны учиться действовать как единая группа.

Распространение знаний

Разработка и использование ключевой компетенции в одном месте и перенос ее на другие возможности бизнеса (причем пытаясь сделать это оперативно) побуждает компании активно сотрудничать и передавать знания, навыки и умения между различными бизнес-единицами и географическими регионами.

Композиция компетенций

Создание новых компетенций за счет интеграции существующей базы знания с потоками знаний порождает необходимость заново оценить все составляющие, совместно образующие систему компетенций. В этом отношении следует выделить два широких элемента:

1) знания, связанные с людьми и выраженные как в явном, так и неявном виде*;

2) знания, связанные с капиталом, как патентованные, так и характерные для отдельного продавца.

Существует комбинация знаний, связанных с людьми, и знаний, связанных с капиталом, которая и становится обобщенной базой компетенции, существующей в организации. Во многих отраслях, таких как производство полупроводников, доступ к знаниям, характерным для продавца (и умение творчески с ними работать), как правило, настолько же важен, как и генерируемые в организации патентованные знания (рис. 11.3).

Руководителям необходимо разбираться в относительной важности различных элементов, формирующих общий профиль компетенции компании. Без этого эффективно управлять ею невозможно. Скорее всего, баланс между указанными ниже составляющими будет разным:

действующие компании по сравнению с новыми в одной и той же отрасли (например, General Motors и Samsung);

Знания людей в последнее время вызывают у менеджеров все больший интерес. См., например: I. Nonaka and Н. Takeucki. The Knowledge Creating Company. - NewYork: Oxford University Press, 1995.



Знания, связанные с людьми

Знания, связанные с капиталом

Неявно

Явно

выраженные

выраженные

Социализация

Аналитические

Несформулиро-

Задокументиро-

ванность

ванные

Понимание, что

Понимание

следует и не

Переносимые из

следует делать

одной культуры в

Часть культуры

другую

Патентованные

Продавцы

В меньшей

Внутренний/

степени

внешний

зависящие от

опыт?

людей

Наборы

ключевых

навыков и

умений

Подготовка

Документация

Действующие компании по сравнению с новыми

Традиционные виды бизнеса по сравнению с новыми Одно место размещения по сравнению с несколькими

Доминирующая культура по сравнению с множеством отдельных культур

Рис. 11.3. Именно комбинация знаний, связанных с людьми, и знаний связанных с капиталом, представляет обобщенную базу компетенции, существующую в организации.

традиционные виды бизнеса по сравнению с новыми (например, производство цемента и цифровых визуальных изображений);

компании, имеющие одно место размещения, по сравнению с имеющими несколько мест по всему миру (например, при варианте с несколькими местами для управления важен нужный баланс соотношения явно выраженного и скрытого знания; здесь требуется большая доля явно выраженного);



доминирующая культура по сравнению с множеством отдельных культур (например, если большая часть работ, связанных с разработками, делается в одной культуре, скажем в Японии, то группа работников может здесь действовать, обладая большим объемом неявно выраженного знания).

Достижение сбалансированности между указанными элементами требует постоянного оценивания, так как по мере возникновения разрывов в конкурентном ландшафте они начинают оказывать все большее влияние на сущность элементов и на саму композицию базы компетенции в компании. Поэтому старшим менеджерам необходимо постоянно оценивать и калибровать такие перемены и в соответствии с ними вносить коррективы в свою деятельность.

Идентификация ключевых компетенций: некоторые основные вопросы

Каким образом организация идентифицирует свои ключевые компетенции? Три простых теста или набора вопросов позволяют выявить основные характеристики ключевых компетенций:

1. Является ли компетенция источником сильной дифференциации? Позволяет ли компетенция генерировать достаточную ценность и выгоды для потребителей? Ключевые компетенции демонстрируют себя потребителям в форме продукции компании и ее атрибутов.

2. Ограничивается ли компетенция одним видом бизнеса? Охватывает ли она несколько видов бизнеса, как имеющихся, так и новых? Ключевая компетенция должна обеспечивать доступ к разнообразным рынкам продукции.

3. Насколько конкурентам трудно дублировать ключевую компетенцию? Насколько другим структурам трудно понять, как компания делает то, что она делает?

Все примеры ключевых компетенций, о которых говорилось выше, удовлетворяют этим тестам: миниатюризация в Sony; сетевой менеджмент в AT&T; удобство выписывания счетов в региональных компаниях, входящих в Bell; ставка на удобство пользователя в Apple и производство продукции в больших количествах в Matsushita - все это примеры уникальных отличительных осо-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 [ 119 ] 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195