Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 [ 132 ] 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

на крупные рынки национального масштаба за пределами своей страны? Одной из наиболее отработанных у Sara Lee альтернатив стало поглощение. Недавние поглощения позволили ей расширить свой бизнес во многих странах.

Другими альтернативами этого рода можно считать расширение ассортимента продукции и выход за пределы национального рынка. Такая потенциальная альтернатива напрашивается сама собой. В отрасли продуктов питания производители традиционно учитывают приверженность потребителей национальным вкусам, их привычки, обычаи и сложившиеся приемы действий. В связи с этим продукты питания приходилось разрабатывать с учетом конкретных рынков. Однако Sara Lee и другие компании, выпускающие продукты питания, начинают все больше понимать, что некоторые виды продукции в этой отрасли можно с успехом предлагать на глобальном рынке так, словно он является национальным.

Инновационные альтернативы

Инновационные альтернативы требуют от лиц, принимающих решения, отказа от прежних теоретических моделей, наборов допущений и традиционного понимания сути своего бизнеса. Если они этого не делают, вероятность, что им удастся творчески изменить свой бизнес (т.е. создать способы ведения бизнеса, новые для рынка) мала. Как уже говорилось в гл. 1, стратегическая инновация требует разработки стратегических альтернатив, в основе которых лежит понимание возможных вариантов развития будущего, а не то, почему стратегии организации позволяли ей добиваться успеха в прошлом.

Менеджеры должны систематически идентифицировать и разрабатывать творческие альтернативы по крайней мере по двум причинам:

1. Если они не будут делать этого по собственной инициативе, возможно, их просто заставят этим заниматься. Действия соперников побудили многие организации серьезно рассмотреть то, о чем раньше они вообще не задумывались. Часть компаний не рассматривала варианты изъятия капиталовложений или слияний, пока обстоятельства не стали столь плохими (из-за потери части рыночной доли, которая отошла к соперникам), что эти варианты стали единственными вариантами дальнейших действий, если, конечно, не считать ухода из бизнеса.



2. Некоторые альтернативы, о которых раньше вообще не думали, могут в конечном счете оказаться отличными вариантами. Например, Apple и IBM из-за интенсивного соперничества между собой вообще не рассматривали никаких форм сотрудничества или согласования действий. Но однажды появилась альтернатива совместных технологических разработок, и обеим организациям стало очевидно, что этот вариант позволит им создать сильные, потенциально взаимовыгодные отношения.

Стратегии сотрудничества

Сотрудничество с нынешними или потенциальными соперниками все чаще становится все более часто используемой альтернативой. Каждый день в деловой прессе сообщается о самых разных типах союзов, отношений или сетях, возникающих между структурами бизнеса. Многие из таких отношений сотрудничества отражают варианты, которые еще несколько лет назад большинство компаний вообще не рассматривало.

Одну из сложностей идентифицирования и разработки альтернатив такого сотрудничества отражает тот факт, что здесь существует много потенциально возможных вариантов: совместные предприятия; кооперация в области исследований и разработок; интегрированные маркетинг и распределение; перекрестное лицензирование технологий; аутсорсинг производства. Одна из опасностей подобных альтернатив сотрудничества в том, что заключая союз, организация тем самым может создать будущего конкурента. Поэтому важно заранее изучить основные последствия взаимодействия с нынешним или потенциальным конкурентом. Многие американские компании обнаружили, к большому своему удивлению, что соглашения по сотрудничеству с японскими партнерами позволили японским компаниям очень много узнать о бизнесе, технологиях и потребителях, т.е. получить знания для последующего вытеснения американских партнеров с рынка.

Организационные процессы, помогающие в генерировании альтернатив

Проектирование и разработка соответствующих организационных процессов и процедур может помочь и генерированию альтернатив. Среди многих процессов этого рода, которые можно



обсудить, некоторые доказали свою полезность с точки зрения помощи в разработке альтернатив. Их можно использовать на самых разных уровнях компании (корпорации, подразделения или бизнес-единицы). Они полезны любому менеджеру, стремящемуся не ограничиваться предложениями сотрудников, непосредственно занятых генерированием альтернатив.

Специально выделенная команда

Многие компании создают команды или оперативные группы и ставят перед ними задачу идентифицирования и разработки ряда стратегических альтернатив, которые затем могут быть оценены в ходе общего процесса стратегического планирования. Команде поручается использовать большинство аналитических процессов, описанных в предыдущем параграфе. Они часто начинают свою работу с идентифицирования возможностей постепенного совершенствования, позволяющих расширить существующую стратегию и добавить к ней новые координаты. Затем члены команды переходят к идентифицированию возможностей по обновлению стратегий, целью которых становится реконфи-гурирование отрасли или отдельных ее сегментов. И наконец, команда получает задачу проанализировать инновационные возможности, результатом которых станет появление на рынке новых товаров или услуг.

Альтернативные команды: использование анализа допущений для управления конфликтами

Вместо того чтобы выделять только одну команду, компании иногда прибегают для генерирования альтернатив к двум командам или оперативным группам. При таком подходе команды строят свою деятельность на разных и порой конфликтующих друг с другом допущениях. Скажем, разные наборы допущений о будущем росте конкретных рынков продукции, стратегиях соперников, эволюции технологий, политике правительства и потоков наличных средств в организации могут стать основой для разных вариантов. В одном случае - для разработки совершенно нового продукта, в другом, более скромном, - для расширения существующих товарных серий. Если подобные допущения не идентифицируются, не выражаются в формализованном виде и не обсуждаются критически, страдают и идентификация, и разработка стратегий.

В отношении менеджмента, связанного с противоречивостью допущений, существуют две философии:



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 [ 132 ] 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195