Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 [ 139 ] 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Таблица 13.1. Сопоставление потребительских сегментов компанией-производителем

Критерии

Размер ($, число единиц)

Рост(средний показатель на следующие 3 года)

Цикличность

Острота соперничества

Доступ к каналам

Доля безубыточности

Издержки на обслуживание

Другие привлекательные характеристики

Сегмент В (крупные глобальные заказчики)

Крупный + 5%

Средняя

Средняя

Легкий

Средняя

Низкие

Сегмент D (заказчики среднего размера, действующие в национальном масштабе)

Средний ± 1%

Средняя

Высокая

Легкий

Высокая

Высокие

ко месяцев, а то и меньше, так как конкуренты выходят на рынок с аналогичными предложениями. Так, Sony приходится внедрять сотни моделей своих плееров, чтобы выдержать натиск последователей. Любые ее новации копируются за 6-12 месяцев. Высокий темп инновационной имитации гарантирует наличие дышащих в затылок соперников. Они хорошо понимают действия друг друга, отслеживают каждый шаг другой структуры бизнеса, более того, стараются предугадать следующие действия и оперативно на них отреагировать. В этих условиях единственная основа поддержания преимущества - непрерывное внедрение инноваций. Это вызывает обескураживающий вопрос: когда потребители, рано или поздно перестающие ценить все более огромный набор свойств в целом однотипных товаров, начинают покупать по каким-то другим причинам?

Другая крайность - вариант, когда компании получают прочное преимущество, в основе которого уникальные ресурсы или ТОП-характеристики, которыми действительно обладает только одна организация. Классический пример - фармацевтическая отрасль с патентной защитой продукции, имеющей наиболее высокие поступления на капитал из всех отраслевых групп, учитываемых в США. Еще один убедительный пример - операционная система MS DOS компании Microsoft, занимающая на рынке уникальную позицию. Она достигается за счет преимуществ первопроходца , способного создавать стандарты и зас-



тавлять пользователей тратить дополнительные средства, если они захотят перейти на другую продукцию. Некоторые из наиболее прочных преимуществ создаются на основе тесных личных отношений, например между инвестиционными банкирами и их клиентами. Фактически, инвестиционные услуги (инвестиционное консультирование, скрининг слияний, управление балансовым отчетом и т.п.) являются хотя и профессиональными, но не уникальными, так как подобные услуги общедоступны. Однако во внешней среде, подвергающейся разнообразным давлениям, в которой ставки высоки, клиенты предпочитают работать с консультантами, которых знают и которым полностью доверяют. Для формирования таких отношений и такого доверия требуется большое время.

Свидетельство об устойчивости преимуществ

Однако, несмотря на пессимизм экономистов, отраженный в законе Немезиды, ответ на вопрос об устойчивости преимуществ в бизнесе не всегда отрицателен. Конечно, утрата многих преимуществ, особенно ценовых, это вопрос времени, так как конкуренты могут оперативно предложить то же самое. Большинство инноваций в области продукции также быстро дублируются. Считается, что соперники способны получить подробную информацию о 70% всех новых продуктов в течение года после их появления на рынке. Даже улучшения внутренних процессов трудно защитить: от 60 до 90% новых знаний в конце концов становятся известны конкурентам. Чтобы актив или ТОП-характеристики оставались устойчивым источником преимущества, необходимо выполнение пяти условий:

Они обладают ценностью, т.е. вносят значительный вклад в обеспечение высокой потребительской ценности продукции.

Они могут использоваться в течение длительного времени, медленно теряют свою ценность и не устаревает из-за высоких темпов технологических новшеств, изменений в потребительских запросах или истощения нево-зобновляемых активов.

Имеет место нерегулярно демонстрируемая неопределенность, т.е. соперникам не понятна работа источника преимуществ. Это обычно имеет место, когда этот источник имеет много знаний, выраженных в неявном виде, накопленных в ходе длительного опыта или требующих



сложной координации многих независимых видов деятельности.

Даже если соперники и понимают, в чем преимущество компании-лидера, они все-таки не могут дублировать его, потому что не могут накопить такие же активы или ТОП-характеристики или не могут получить нужные ресурсы для достижения аналогичных целей.

Первопроходцы способны ограничить попытки дублирования, прибегнув к весомой угрозе применения ответных мер.

Последние три условия (нерегулярно демонстрируемая неопределенность, отсутствие дублирования и угроза применения ответных мер) создают барьеры для имитации и позволяют преимуществам сохраняться. Они (три условия) помогают объяснить, почему Chubb Corporation постоянно обеспечивает доход на акционерный капитал в 20% на рынке страхования собственности и от несчастных случаев, тогда как остальные соперники выходят в среднем на уровень 5% и ниже. Chubb специализируется на страховании дорогих домов и успешно конкурирует за счет предложения привлекательных и персонализированных услуг, в основе которых лежит глубокое знание положения дел. Например, клиенты Chubb могут получить оценку любых своих предметов одновременно с покупкой страховки. Это помогает им исключить неудобства, связанные с поиском оценщика, оцениванием, приглашением представителя страховой компании. У Chubb также сложилась репутация структуры, справедливо и оперативно решающей все вопросы, связанные с выплатой страховки по страховым случаям.

Конкуренты Chubb постоянно стараются упрочить свое положение на этом привлекательном рынке. Однако они не способны внедрить подобные знания о рынке в деятельность своих организаций, создать соответствующие сложные системы и нанять или подготовить нужных сотрудников. Возможно, соперники Chubb не в полной мере знакомы со всеми процессами, лежащими в основе преимуществ Chubb, и эта сторона (нерегулярно проявляемая неопределенность) затрудняет им создание аналогичных ТОП-характеристик. Конкуренты Chubb не могут дублировать даже те составляющие ее бизнеса, в которых они разобрались. Но даже если конкурент сможет преодолеть первые препятствия, он столкнется с угрозой применения ответных действий, если его интересы на этом рынке непосредственно пе-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 [ 139 ] 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195