Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 [ 146 ] 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

рована, как она управляется, ее структурой и системами, кто принимает ключевые решения, как осуществляется наем и продвижение сотрудников, какие в ней системы информации и вознаграждения, каковы характеры и поведение ее лидеров.

5. Как организация спроектирована и управляется, а также ее ТОП-характеристики зависят от более крупной корпорации, в состав которой она может входить как бизнес-единица.

Вопросы диагностического характера по каждому элементу рассмотренной выше модели представлены в табл. 14.1. Ответы на эти вопросы позволяют менеджеру системно оценить все аспекты готовности своей организации к реализации предлагаемой бизнес-стратегии.

Результаты с точки зрения заинтересованных сторон

Насколько адекватно организация удовлетворяет запросы всех своих заинтересованных сторон: потребителей, сотрудников и инвесторов?

Чтобы любая организация бизнеса оставалась жизнеспособной, потребители должны хотеть покупать ее продукцию, сотрудники должны хотеть трудиться и вкладывать свой интеллект, а инвесторы - предоставлять необходимый финансовый капитал.

Косвенным показателем степени удовлетворения потребителей служит размер рыночной доли. К более точным и явным параметрам относятся обзоры о степени удовлетворения потребителей, гарантийные требования и лояльность потребителей. Реагируя на конкурентную среду, многие компании разрабатывают множество методов, позволяющих измерять степень удовлетворения потребителей. Они также учатся понимать, когда эти параметры отражают снижающийся тренд, свидетельствующий, что в будущем компания столкнется с трудностями в достижении финансовых целей. Представьте шок, который испытал новый генеральный менеджер одной компании, изучивший ее финансовые показатели и считавший, что получил в наследство здоровый бизнес, но затем обнаруживший, что степень удовлетворения потребителей не только низка, но и продолжает снижаться.

Косвенным показателем степени удовлетворения сотрудников своей работой можно считать способность компании при-



Таблица 14.1. Оценивание степени готовности организации к реализации стратегии

Результаты с точки зрения заинтересованных сторон

Насколько адекватно организация удовлетворяет запросы всех своих заинтересованных сторон: потребителей, сотрудников и инвесторов?

Стратегические задачи

Каковы стратегические задачи организации?

В какой степени руководству понятны стратегические задачи и какова степень их согласия с ними?

Понятны ли стратегические задачи остальным сотрудникам организации и какова степень их согласия с ними?

Организационные ТОП-характеристики

Имеется ли в бизнесе достаточный уровень координации между отдельными сотрудниками и их группами, чье участие важно для решения стратегической задачи; в какой мере существует командная работа?

Имеет ли организация доступ к техническим и управленческим компетенциям, необходимым для выполнения задачи?

Имеется ли необходимый уровень вовлеченности сотрудников в решение стратегической задачи?

Организационные рычаги

Организация работ

Насколько каждый из приведенных ниже элементов способствует или препятствует решению стратегических задач? Формальная организационная структура.

Наличие межфункциональных механизмов и их качество, например совещания или создаваемые команды.

Спецификация ролей, сфер ответственности и отношений у отдельных сотрудников.

Влияние

Принимаются ли решения с учетом соответствующих влияний со стороны отдельных функций и бизнес-единиц, функционирование которых эти решения затрагивают? Принимаются ли решения с учетом соответствующих влияний со стороны всех организаций?

Потоки людей

Имеют ли сотрудники, занимающие ключевые организационные позиции, необходимые навыки, умения и способности?

Обеспечивает ли механизм продвижения менеджеров по карьерной лестнице необходимое их поведение?

Системы информации, измерения и вознаграждения

Обеспечивают ли системы информации и измерения получение данных, необходимых

для отслеживания процесса реализации стратегии и управления им?

Мотивируют ли системы измерения и вознаграждения требуемые типы поведения?

Лидерство

Способствуют ли действия генерального менеджера и команды руководителей повышению показателей деятельности в ходе решения стратегических задач бизнеса?

Корпоративный контекст

Помогают или мешают приемы, процедуры или культура крупной корпорации бизнес-единицам в реализации их стратегии?



влекать нужных сотрудников и удерживать их. Сами по себе рынки труда не являются в полной мере эффективными механизмами. Сотрудники не всегда решаются покинуть прежнее место работы, даже если они не испытывают удовольствия от нее. Но их низкая степень вовлеченности в работу может негативно повлиять на способность компании реализовывать свою стратегию. Существуют и другие показатели этого удовлетворения: обзоры отношений сотрудников к своей работе, анализ высказываемых недовольств, жалоб и поданных судебных исков работников на несправедливое отношение к ним со стороны работодателей, стремление создавать профсоюзы, а также отношения компании с профсоюзами. Эти факты также должны использоваться в качестве индикаторов степени удовлетворения сотрудников. Важно понимать, что порой политика компании может быть удовлетворительной для топ-менеджеров, но негативно восприниматься менеджерами более низких уровней или работниками. По этой причине данные о степени удовлетворения сотрудников должны собираться на всех уровнях*.

Интересы инвесторов, как правило, обобщаются такими финансовыми показателями, как поступление на инвестиции или оценками цен акций. В 70-80-х годах инвесторы не могли в должной мере влиять на используемые финансовые показатели или на задаваемые цели. В 90-х годах советы директоров под давлением акционеров начали оказывать сильное давление на менеджеров, требуя от них ставить перед собой более амбициозные финансовые цели. Поскольку в настоящее время Интернет позволяет крупным и мелким акционерам отправлять свои сообщения непосредственно директору-распорядителю, которые тот получает в течение секунд, а не нескольких дней, как в прошлом, указанный тренд все большего влияния инвесторов, скорее всего, будет нарастать.

Компания принимает на себя большой риск, удовлетворяя одну заинтересованную сторону в краткосрочном плане за счет других. Выплата дивидендов с одновременным сокращением числа сотрудников или снижением инвестиций в новые виды продуктов ставит инвесторов на первое место по сравнению с сотрудниками и потребителями. В долгосрочном плане с учетом конкуренции такая политика может оказаться опасной. Удержа-

В работе Corporate Culture and Organizational Effectiveness (New York: Wiley, 1990) Дэн Дэннисон показывает, что данные по обзору сотрудников коррелируют с финансовыми показателями деятельности организации в следующие годы.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 [ 146 ] 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195