Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 [ 155 ] 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

За последние несколько лет ряд компаний, включая Becton Dickinson, Honeywell, Merck и Hewlett-Packard, внедрили формализованные процессы для разработки партнерств, необходимых для реализации стратегии. В обобщенном виде эти процессы получили название профилирование соответствия организации . После завершения разработки стратегического плана бизнес-единица указывает, какую помощь она получила от оперативной группы в ходе оценивания ее ТОП-характеристик с точки зрения возможностей реализации ее стратегических задач. Сотрудники этой группы проводят собеседования с работниками и предоставляют полученную информацию о сильных сторонах организации, которыми можно воспользоваться, и барьерах, которые надо учесть в выполнении задач. Обычно выявляются проблемы, связанные с межфунциональным сотрудничеством, эффективностью работы команды топ-менеджеров, изменяющимися приоритетами и не-скоординированным распределением ресурсов, а также с нехваткой технических и управленческих компетенций.

Оперативная группа может рассмотреть эти потенциально мешающие или угрожающие проблемы, применив дискуссии открытого типа. Члены группы садятся в середине помещения - аквариума - и обсуждают друг с другом то, что они выявили в ходе оценивания, а топ-менеджеры подразделения, в котором проходило это оценивание, сидят вокруг них, слушая ход обсуждения. При этом действует общее правило: дискуссия не подвергается никакой критике. Подготовленный ведущий помогает обоим группам строго выполнять установленные правила.

Затем члены команды топ-менеджеров вырабатывают диагноз, в чем и почему организация не является согласованной, а также предлагают модель организации и управления бизнес-единицы, в рамках которой оказывается более полная поддержка стратегии. Перечисляются команды сотрудников, способные помочь на тех или иных участках плана изменений. Профилирование соответствия организации позволяет менеджерам бизнес-единиц анализировать нехватку ТОП-характеристик в своих структурах, что до этого по тем или иным причинам не обсуждалось*.

Более полно методология профилирования соответствия описана в ст.: Michael Beer, Russell A. Eisenstat, and Ralph Biggadike. Strategic Change: A New Dimension of Human Resource Management The Handbook of Human Resources Management. Gerald R. Ferris, Sherman D. Rosen and Darold T. Barnum (Eds.). - Oxford, England: Blackwell, 1995: 115-138.



Последовательность изменений

Общее стремление реализовать стратегию - мощный источник положительной энергии, способствующей переменам. Но сгенерировав такую положительную энергию, как менеджер фактически будет заниматься преобразованием своей организации? Следует ли ему в первую очередь заняться изменениями в формализованной структуре? А может быть, до того как предпринимать какие-то серьезные перемены, целесообразно заменить большую часть сотрудников?

На рис. 14.2 представлен список вмешательств или действий, которые менеджеры могут предпринять - от изменения структуры до замены сотрудников на других людей и подготовки сотрудников. Мы классифицировали вмешательства, требующие небольших изменений в формальной организации и существенно влияющие на формальные структуры, системы и приемы (соответственно, это показано в верхних и нижних ячейках). Мы также классифицировали вмешательства на те, которые влияют на организацию в целом, и те, в которых акцент делается на отдельных людях или их группах (соответственно, левые и правые ячейки). Итогом стало создание матрицы из четырех ячеек (две на две), обеспечивающей менеджера формализованными кластерами вмешательств.

Точная последовательность вмешательств в определенной степени зависит от конкретной ситуации (см. гл. 17 для описания многих значимых для этого условий). Однако последовательность вмешательств, показанная в ячейках под своими номерами на рис. 14.2, особенно хорошо подходит для создания партнерств, необходимых для осуществления изменений*.

Если говорить конкретно, после того как сотрудники вовлечены в определение стратегических задач и занимаются диагностикой барьеров, которые надо изменить, члены команды топ-менеджеров с помощью команд проектировщиков, в которые входят ключевые сотрудники или лидеры профсоюзов, занимаются новой стратегически согласованной моделью организации. Эта модель не уточняет изменений в формальных структурах или системах, но она определяет временные организационные структуры: оперативные группы, комитеты или изменения в управленческих процессах на верхних или нижних уровнях, которые сводят правильных людей вместе, чтобы работать над пра-

Проблемы, рассматриваемые в этом параграфе, всесторонне обсуждены в кн.: Michael Beer, Russell A. Eisenstat, and Bert Spector. - The Critical Path to Corporate Renewal. - Boston: Harvard Business School Press, 1990.



Уровень сфокусированности

Неформальное поведение

Вмешательство с целью модификации

Формальная сторона

Уровень бизнес-единицы

Уровень отдельного человека или круг сотрудников

Новое определение ролей Сферы ответственности и отношения

Наставничество, рекомендации Подготовка Консультации по процессам Создание команд

Система компенсации Информационная система Организационная структура

Система измерений

Замена сотрудников Наем новых сотрудников Карьерное продвижение Планирование последовательности действий Оценивание показателей работы

Рис. 14.2. Последовательность вмешательств для обучения.

вильными вещами в правильное время, невзирая на их формальную принадлежность (ячейка 1 на рис. 14.2). Модель предназначена повысить координацию на основе стратегической задачи. Подразделение коммерческой авиации компании Honeywell начало именно с такого подхода. Дэуэйн и его команда топ-менеджеров занялась организацией, воспользовавшись рекомендациями команды проектировщиков, которые затем были более детально проработаны ключевой группой .

Если действительно для выполнения правильных вещей выделены правильные люди, то стратегические задачи начнут ре-ализовываться эффективнее. Члены команды начнут чувствовать, что они добиваются нужного результата там, где формальной организации этого не удавалось. Это повышает степень их вовлеченности и командной работы. По мере создания образцов совместной работы, появляется потребность в новых компетенциях: навыках и умениях командной работы и решении проблем. Создаются менее местнические, более широкие отношения, формирующиеся в режиме реального времени. Наставничество и подготовка (ячейка 2 на рис. 14.2) еще больше способствуют проникновению в сущность проблем. Однако подготовка на ранних этапах, т.е. до создания временных организационных структур, задача трудная.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 [ 155 ] 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195