Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 [ 158 ] 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

процессов, она становится привлекательной для все большего числа клиентов. Можно без всякого преувеличения сказать, что FedExp фактически переписала правила действий в своей отрасли (т.е. то, что клиенты могут в этом случае иметь), а после этого изменила и саму отрасль (сущность которой - доставка в заданное место посылок клиентов).

Еще один способ, при помощи которого компании могут получить мощное конкурентное преимущество, - комбинация отличного процесса с превосходными производственными мощностями. В результате создана сеть компетенций - уникальная система для предоставления потребительской ценности.

Покажем, как одна крупная компания связала в единое целое процессы мирового класса и свои производственные характеристики. National Semiconductor приняла стратегическое решение разместить свои сборочные предприятия в странах Юго-Восточной Азии. Для успеха этого проекта очевидными критическими узлами становятся логистика и распределение. Вместо создания своих собственных структур для обеспечения надежной доставки полупроводников National Semiconductor заключила контракт со службой логистики Federal Express на хранение и поставку своей продукции. Результатом стала очевидная экономия: National Semiconductor закрыла девять своих складов. Но, что еще важнее, разместив свой контракт у Federal Express, компания обеспечила высочайший уровень в логистике и распределении, намного превышающий ее собственные возможности в этих сферах. Благодаря этому National Semiconductor может предлагать потребителям уникальную комбинацию ценностей: собственный производственный процесс и превосходные процессы распределения Federal Express.

В этой главе обсуждены исторически обусловленная связь между стратегией и операциями; некоторые факторы, показывающие недостатки этого подхода, и изменения, вызвавшие необходимость целенаправленно заняться управлением процессами. Далее рассмотрены отдельные составляющие бизнес-процесса; приведены примеры, как можно стратегически использовать эти процессы в своих целях. Переходя от концепции к практике, глава предоставляет основу, позволяющую по-новому осмыслить, как ключевые процессы могут обеспечить конкурентное преимущество.

Выполнение требования, чтобы компания фокусировалась на процессах, а не на структуре (т.е. не на организационных подразделениях, отделах или функциональных зонах), - важный шаг в преобразовании традиционных компаний, организован-



ных таким образом, что в них появляются функциональные границы, разделяющие отдельные направления: исследования и разработки, продажи, маркетинг и распределение, производство и обслуживание потребителей. История корпоративных организаций в XX в. в основном связана с ростом мощи подобных специализированных функций, иногда враждующих между собой, что часто затрудняет их совместную деятельность. Вот почему интегрирование процессов и стратегий и тем самым создание современной корпорации так важны.

Традиционные связи между стратегией и операциями

Начало связи между стратегией и операциями положила Промышленная революция. Понятие стратегия тогда было широким и определялось в терминах финансовых целей: например, как использовать активы корпорации, чтобы обеспечить для акционеров поступления на заданном уровне. Каждая функциональная область компании - продажи, маркетинг и распределение, производство, обслуживание потребителей - должна была сама заниматься управлением издержек и поступлений, чтобы внести свой вклад в заданный уровень финансовых показателей.

Операционные стратегии, реализуемые под влиянием функциональной области, вытекали из концепции Фредерика Тейлора, менеджера высшего уровня в General Motors и отца промышленного инженерного дела. В первую очередь Тейлор старался упростить и стандартизировать работу, для чего занимался ее декомпозицией и измерением параметров отдельных задач. Он полагал, что существуют оптимальные способы выполнения дискретных задач и что специализация выполнения каждой задачи должна привести к повышению эффективности. В последние годы такие инновации в области менеджмента, как установление эталонов, выявление лучших подходов, перепроектирование бизнес-процессов (BPR), комплексное управление качеством и непрерывное улучшение часто непреднамеренно работали на усиление духа машинной эры , в которой сутью было совершенствование операционных показателей, т.е. того, чем Тейлор занимался много десятилетий назад. Какими бы мудреными не были новые подходы, они в целом соответствуют одной общей теории: улучшать отдельные части, тем самым совершенствуя целое. Однако компании обнаружили, что работа над частностями может заводить их в узкую зону; причем этот подход необязательно создает конку-



рентное преимущество. Эра постреинжиниринга (наблюдаемая в последние несколько лет) позволяет изучать бесчисленные примеры видов бизнеса, в которых произошли огромные улучшения в процессах по таким параметрам, как сокращение времени на обработку жалоб, хотя при этом рыночная доля и прибыль компании, которая этого добилась, уменьшились. Однако не следует думать, что необходимость в новой конфигурации процессов и их совершенствовании ушла. Хорошо известный комментатор положения дел в бизнесе Питер Кин по этому поводу отмечает следующее: Разрыв в операционных характеристиках между лидерами отрасли и их соперниками, если измерять его размером прибылей и объемом продаж на одного сотрудника, т.е. двумя основными индикаторами мощности процесса, в настоящее время очень велик (разрыв между лидером и его преследователем, имеющем средние показатели, составляет более 50%). В связи с этим темпы изменений, скорее всего, будут возрастать, и необходимость для совершенствования бизнес-процессов будет выше, чем когда-либо *.

Если в 70-е и 80-е годы масштабные совершенствования операций обеспечивали расширение бизнеса в диапазоне 10-20%, то в следующем десятилетии, т.е. в 90-е годы, стало возможным увеличение от 10 до 20 раз. Это связано с появлением новых конфигураций ключевых процессов и ТОП-характеристик. По мере того как мы все дальше входим в первое десятилетие XXI в., такие огромные прыжки становятся обычным делом. Наиболее успешными компаниями будут те, кто стратегически связывает подобные процессы со своим уникальным позиционированием в отрасли.

Что изменилось?

Слияние некоторых факторов произвело революцию в наших ожиданиях, касающихся как стратегии, так и бизнес-операций, и, в нашем понимании, силы связи между ними.

Характер соперничества изменился очень существенно. В первую очередь стало больше умных соперников, умеющих быстро повторять фактически любое преимущество, связанное только с одной координатой. Конкуренция стала открытой, глобальной и безжалостной1.

Peter Keen. The Process Edge; Creating the Value Where It Counts. - Boston: Harvard Business School Press, 1997.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 [ 158 ] 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195