Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 [ 168 ] 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Пример 16.1

General Electric и Ciba-Geigy

General Electric (GE) - диверсифицированная компания, занимающаяся производством и предоставлением услуг. Получает более $60 млрд. от продаж в таких секторах, как энергетические системы, финансовые услуги, авиационные двигатели и промышленные системы. За более чем десятилетие, когда директором-распорядителем в ней был Джек Уэлч, компания приобрела, реструктуризировала или вывела из бизнеса миллиарды долларов, что затронуло тысячи рабочих места.

Проектирование систем PAS, обеспечивающих мотивацию и делегирование части полномочий без существенной утраты контроля над распределением ресурсов и принимаемым риском, - задача, которую надо решать постоянно. Для публичной компании, акции которой котируются на бирже и которая действует на таком агрессивном капитальном рынке, как США, иметь эффективные системы PAS очень важно. Многие компании, когда-то действовавшие на том же рынке, что и GE, стали объектом недружеских поглощений и вообще прекратили свое существование, когда их руководство приходило к выводу, что они скорее отнимают часть общей корпоративной ценности, чем наращивают ее.

Ассортимент товаров и услуг, предлагаемый GE, за последние годы меняется, однако основные характеристики ее систем PAS, возможно, меняются еще сильнее. Огромный объем документации на предприятиях стратегических бизнес-единиц существенно снизился, ответственность генеральных менеджеров возросла, цикл принятия решений сократился, а размер вознаграждений (стимулы) за инновации возрос.

На изменения в характеристиках систем PAS, применяемых в GE, повлияли:

реакция заказчиков на технологические изменения во многих бизнес-единицах GE;

все более сильное давление со стороны конкурентов, часто и иностранных;

спрос капитальных рынков;

ожидания сотрудников.

Основной целью корпорации стало закрепление выбранных рыночных позиций, что позволяет легче привлекать капитал, заказчиков и сотрудников для эффективной работы в течение продолжительных периодов времени. Существует много свидетельств, что, по мере того как конкурентные арены эволюционизируют, топ-менеджеры продолжают перегруппировывать элементы системы PAS, чтобы корпорация могла выполнять свои функции лучше, либо изымают капиталовложения из тех единиц бизнеса, которые зтого добиться не могут.

Ciba-Geigy (C-G), фармацевтическая компания в Базеле, Швейцария, публичная компания (недавно слившаяся с Sandos, в результате чего на свет появилась компания Novartis), выпускающая и продающая сотни продуктов разной степени сложности в десятках стран



по всему миру6. Из-за сложностей в прогнозировании изменений в технической и политической сферах для всех своих лекарственных средств, химических веществ и сельскохозяйственных продуктов C-G должна по-прежнему оперативно заниматься некоторыми аспектами своего бизнеса. В то же самое время корпорация может предоставить существенную локальную автономию менеджерам, действующим во многих разных структурах.

Среди проблем, с которыми компания сталкивается при проектировании систем PAS, отметим коммуникации в условиях многих языков и различных культур.

Стимулом для крупных недавних изменений в системах PAS стала экологическая катастрофа на предприятии соперников в Европе, случившаяся осенью 1986 г. Когда во время пожара на химическом предприятии в Рейн попало множество токсических веществ, общество отреагировало негативно. Это побудило руководство C-G провести фундаментальную переоценку всех допущений, лежащих в основе ее операций. Разветвленную систему контроля, использовавшуюся в прошлом, заменили информационной системой, обеспечивающей большую степень гибкости на уровне отдельных подразделений. Новые процедуры сократили цикл принятия решений, и подразделения центрального обслуживания (CSU - central service units) стали в полной мере конкурировать за внутренние заказы с внешними поставщиками. Чтобы предоставить больше возможностей молодым сотрудникам, внедрена обязательная практика ухода на пенсию всех лиц в возрасте 60 лет. Чтобы адаптироваться к изменениям в Европейском Сообществе, C-G реструктуризировала свои операции в конкретных географических регионах, где ожидается, что конкурентные характеристики будут схожими.

а Составлено по материалам: General Electric (1984), #9-385-315 and GE - Preparing for the 1990s (1990), #9-390-091. - Boston: HBS Pub.; M. Dickson. All for One & One for All. - Financial Times, September 3, 1992; N. Tichy and R. Charan. Speed, Simplicity and Self-Confidence. - Harvard Business Review, September-October 1989,112-121; GE Capital: Jack Welchs Secret Weapon. - Fortune, November 10, 1997, 116-120.

6 Составлено по материалам: Ciba-Geigy (A), #184-185. - HBS Pub. Div.; C. Kennedy. Changing the Company Culture at Ciba-Geigy. - Long Range Planning, 1993, 26: 18-27.

ные средства, вроде отчетов, компьютерных программ или наставлений по руководству. Некоторые из компонентов систем PAS описаны в следующем параграфе.

Системы интегрирования стратегических процессов

PAS - это организационные и функциональные системы, прямо или косвенно влияющие на разработку, реализацию и оценива-



ние стратегических решений, а также общие стратегии компании. К стратегическим относятся решения, от которых зависят общие показатели функционирования компании. Эти решения в значительной степени определяют распределение ресурсов. Общая стратегия компании отражается в выборе видов бизнеса, которыми она занимается (корпоративная стратегия), конкурентного позиционирования на обслуживаемых рынках продукции (стратегия на уровне видов бизнеса) и распределении ресурсов между основными функциональными областями, обеспечивающими конкурентное позиционирование (стратегия на функциональном уровне). В общем, системы PAS можно разделить на два типа:

1. Системы на уровне организации, охватывающие функциональные зоны, включая стратегические бизнес-единицы и другие подразделения организации. Системы этого уровня имеют подсистемы: сканирования внешней среды, анализа стратегических аспектов, оценивания капитальных ресурсов, составления смет капитальных вложений и определения их окупаемости, информационную, измерений, оценок и вознаграждения.

2. Функциональные системы PAS, привязанные к отдельным функциям и/или подразделениям организации, состоят из ряда подсистем: операционной, технологических разработок, развития человеческих ресурсов и управления спросом.

Общая схема компонентов, входящих в систему PAS, представлена на рис. 16.1. Более подробно эти компоненты описаны в примере 16.2.

Чтобы создать основу для систем PAS в конкретной организации, необходимо поручить виды деятельности конкретным сотрудникам или их группам и распределить эти виды во времени. Обычный способ представления подобных отношений - диаграмма A-I-T-L (вид деятельности - вовлеченность - время - связи; activity - involvement - timing - linkages), показанная на рис. 16.2*.

Взаимосвязанные подсистемы состоят из множества компонентов; поэтому краткое описание элементов диаграммы A-I-T-L поможет последующему обсуждению.

* См.: J. Dermer. Management Planning and Control Systems. - Homewood, IL: Irwin, 1977; A.P. de Geus. Planning as Learning. - Harvard Business Review, March/April, 1988: 70-74.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 [ 168 ] 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195