Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 [ 169 ] 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Уровень корпорации или стратегической бизнес-единицы

Подсистема сканирования внешней среды

Подсистема анализа стратегических аспектов

Подсистема оценивания капитальных ресурсов

Подсистема составления смет капитальных вложений и определения их окупаемости

Информационная подсистема

Подсистемы измерений, оценивания и вознаграждения

Опережающая и обратная связи

Операционный или функциональный уровень

Операционная подсистема

Подсистема технологических разработок

Подсистема развития человеческих ресурсов

Подсистема управления спросом

Рис. 16.1. Система планирования и администрирования: общий вид.

Основные определения, относящиеся к системам PAS

Виды деятельности. Различные задачи и процедуры, выполняемые в ходе анализа, координации и создания систем PAS; могут исполняться различными сотрудниками или их группами как в самой организации, так и консультантами, нанятыми для достижения конкретных целей. Примеры таких видов деятельности: сканирование внешней среды, моделирование процесса, состав-



Пример 16.2

Описание компонентов системы PAS, представленной на рис. 16.1

1. Системы PAS на уровне организации

Подсистема сканирования внешней среды. Идентифицирование ключевых трендов и событий в компании в целом, а также в отраслевой внешней среде, влияющей на краткосрочные и/или долгосрочные показатели функционирования компании. Подсистема сканирования обеспечивает поступление внешней информации для более сфокусированной идентификации возможностей и угроз будущей деятельности. Эта информация предоставляет важные исходные составляющие, необходимые для подсистемы анализа стратегических аспектов.

Подсистема анализа стратегических аспектов. Процессы и виды деятельности, при помощи которых внутренние и внешние данные и стимулы трансформируются в более строго сформулированные аспекты, а затем анализируются на степень их влияния на показатели функционирования компании. Анализ стратегических аспектов создает основу для более сфокусированной идентификации стратегических альтернатив и может выступать катализатором стратегических изменений как радикального, так и постепенного типов.

Подсистема оценивания корпоративных ресурсов. Процесс сравнения физических, человеческих, финансовых и технологических ресурсов компании с аналогичными ресурсами соперников и с наилучшими существующими вариантами, о которых известно. Процесс выявления наилучших доступных вариантов и сравнение с ними называется эталонированием. Подсистема оценивания ресурсов предоставляет информацию о внутренних сильных и слабых сторонах и формирует основу для идентификации стратегических аспектов внутреннего характера.

Подсистема составления смет капитальных вложений и определения их окупаемости. Это подсистема видов деятельности, выявляющая и оценивающая возможности по финансовым инвестициям, направляемым на расширение предприятия и наращивание оборудования, реализацию крупных маркетинговых программ, анализ возможностей по поглощению других структур бизнеса и в другие проекты, где поступления, как ожидается, будут в течение нескольких лет увеличиваться.

Информационная подсистема. Системы, процессы и конкретные устройства для сбора, сортировки, хранения и передачи данных между частями и составляющими компании, важными для эффективного функционирования системы PAS. В одних случаях эти составляющие по своей сути физические объекты (компьютеры и телекоммуникационное оборудование), в других - документация письменного характера, в некоторых случаях - неформальный устный обмен информацией.

Подсистемы измерений, оценивания и вознаграждения3. Процессы и виды деятельности, участвующие в оценивании управленческих показателей. Основные характеристики этих подсистем: временной горизонт измерения (частота измерения и временной интервал между последовательными измерениями); критерии оценивания (ко-



личественные/качественные; основанные на бухгалтерских/рыночных принципах; стратегические/операционные); наличие/отсутствие механизмов стимулирования (бонусы в виде денежных средств/акций; долгосрочные/краткосрочные стимулы; оплата, пропорциональная результатам). Критерии оценивания могут также связываться с измерениями, используемыми в организации для суждения о показателях функционирования с точки зрения разных заинтересованных сторон, часто называемых критическими факторами успеха или индикаторами основных показателей.

2. Функциональная система PASP

Операционная подсистема. Процессы и виды деятельности, участвующие в приеме и обработке заказов на поставки, в сборе материала, составлении графика производства, производстве, складских операциях, управлении товарно-материальными запасами, транспортировке и доставке готовых товаров и услуг, получении счет-фактур, т.е. в повседневных операциях, осуществляемых в организации.

Подсистема управления спросом. Все виды деятельности и процессы, участвующие в понимании и удовлетворении потребительских запросов эффективно и производительно, насколько это возможно. Как правило, сюда входят рыночные исследования, кампании по продвижению продукции и ее реклама, продажи, упаковка и получение заказов. Это направление тесно связано с традиционной функцией маркетинга, но в данном случае проявляется более сильно.

Подсистема технологических разработок. Виды деятельности по исследованиям и разработкам новых видов продукции и инновациям процессов. К характеристикам этой подсистемы относятся рабочие отношения между сотрудниками отдела исследований и разработок и других отделов; своевременность выполнения технологических видов деятельности (чтобы успеть осуществить их до наступления предельных сроков); оснащенность лабораторий и других подразделений; квалификация и опыт технических сотрудников и ученых9.

Подсистема развития человеческих ресурсов Этой подсистеме следует уделить особое внимание, поскольку в настоящее время мобильность большей части персонала очень высока. К составляющим этой подсистемы относятся знания сотрудников, инвестиции в наращивание профессиональных знаний, системы и процессы для улучшения репутации компании как работодателя; найма, подготовки и продвижения сотрудников; программы мотивации сотрудников; программы карьерного продвижения и консультирования, планирование последовательности действий, услуги по трудоустройству уволенных сотрудников.

а Для изучения работы систем оценивания и вознаграждения на практическом уровне и их влияния на стратегию компании см.: N. Rajagopalan. Strategic Orientations, Incentive Plan Adoptions and Firm Performanca: Evidence from Electric Utility Firms. - Strategic Management Journal, November 1997,761-785. 6 Эти и смежные с ними процессы подробно обсуждаются а кн.: A. Miller and G.G. Dess. Internal Analysis Strategic Management. 2nd ed. Chap. 3. См.: M.E. Porter. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. - New York: Free Press, 1985 (рассмотрена роль технологии в конкурентном позиционировании и реализации стратегии).



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 [ 169 ] 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195