Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 [ 171 ] 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

лагаемым соперниками, а также другими факторами, имеющими особый интерес для данного подразделения.

Одновременно со сканированием внешней среды должен идти анализ материальных и нематериальных ресурсов, имеющихся в компании. Комбинируя анализ ресурсов со сканированием внешней среды, менеджеры могут описать ключевые стратегические аспекты и варианты, с которыми столкнется компания в будущем. (Подсистема анализа стратегических аспектов заслуживает специального внимания и рассматривается в соответствующем параграфе отдельно.)

В диверсифицированной компании менеджеры должны скомбинировать набор стратегических вариантов, поступивших от различных бизнес-единиц и сформировать портфель возможностей по инвестициям и вариантов изъятия капиталовложений, реализуемых на корпоративном уровне. Именно в этот момент времени менеджеры могут внести серьезные изменения в стратегию компании, а затем довести свое решение в сформулированном виде до соперников, заказчиков, сотрудников, инвесторов и других заинтересованных сторон.

Для оценивания альтернативных инвестиций как метода улучшения повышения рентабельности и сохранения финансовой гибкости используется подсистема составления смет капитальных вложений. Когда менеджеры занимаются крупными проектами, изменения в структуре капитала компании, как правило, необходимо синхронизировать с общими требованиями компании по потокам денежных средств.

Одновременно с решениями по капиталовложениям менеджеры разрабатывают и интегрируют операционные бюджеты бизнес-единиц и других подразделений корпорации, чтобы можно было сделать прогноз по финансовым показателям, ожидаемым через год или даже больше.

Продолжающийся анализ показателей функционирования на уровне отдельных подразделений периодически обобщается на уровне бизнес-единицы. Изменения в маркетинговых программах и мощностях производства реализуются с привязкой к общему временному графику.

Механизмы связи и критерии показателей функционирования

Как уже отмечалось, механизмами связи бывают структурированные и неструктурированные устройства, соединяющие вместе виды деятельности и подсистемы. Особенно важно, чтобы они



были согласованы с критериями изменений и уровнями функционирования, поскольку у разных функций и на разных уровнях организации разный набор целей и дополнительных показателей*. Например, на корпоративном уровне в публичной компании, акции которой котируются на фондовой бирже, директор-распорядитель и совет директоров могут стремиться к достижению определенного уровня поступлений или желательной цене акций. С другой стороны, команда, действующая в производственном подразделении, основное внимание уделяет тому, чтобы продукция отвечала заданным стандартам качества и не выходила за пределы установленной величины издержек.

Основа для связывания различных механизмов и критериев показателей функционирования с различными заинтересованными лицами и уровнями организации - от отдельного сотрудника до уровня корпорации или масштабов всей страны - показана на рис. 16.3. На горизонтальной оси представлены критерии в диапазоне от индивидуальных атрибутов до правительственных регулирующих предписаний. Например, если менеджер в GE или C-G заинтересован в повышении цены акции своей компании, логически обоснованным будет вопрос: какие действия улучшат восприятие инвесторов в отношении будущего потенциала нашей компании? В рамках заданной модели в неявном виде возможны две разных направленности деятельности: 1) стараться повысить поступления на активы (ROA) или экономически добавленную ценность (EVA) подразделений, входящих в компанию, или 2) перераспределить портфель в сторону отраслевых секторов, в которых компания может отыскать возможности для успешных инноваций.

В другом примере менеджеры могут рассматривать, в какой мере разработанные инвестиционные программы для увеличения рыночной доли могут повысить показатель ROA или можно ли сократить стандартные издержки, не принося при этом в жертву уровень качества. Подобные виды анализа неизбежно приведут на самый верхний уровень микросреды (рис. 16.3): к оцениванию действий отдельных сотрудников, чтобы убедиться, что они обладают необходимыми навыками и умениями и имеют в своем распоряжении технологию для столь же эффективного выполнения обязанностей, как и их конкуренты на рынке.

Разные уровни целей проанализированы в гл. 1. Разные типы целей применительно к бизнес-единицам обсуждаются в гл. 3.



На рис. 16.3 на диагонали критериев функционирования показаны ключевые факторы успеха (CSF - critical success factor), которые общество использует для оценивания отдельных компаний. К примеру, в отношении фармацевтических компаний типа Ciba-Geigy можно поинтересоваться, насколько их фирменные лекарственные виды продукции столь же инновационны и эффективны по издержкам, как другие средства, предлагаемые пациентам при различных заболеваниях.

На уровне национальной экономики в целом критериями становятся ставки налогов, практика монополистической деятельности, справедливый подход к потребителям, уровни выброса вредных веществ, безопасность работы сотрудников и другие вопросы, беспокоящие граждан. В связи с этим организация должна задать вопрос, в какой мере она удовлетворяет ожидания и запросы большого числа заинтересованных лиц, в совокупности образующих макросреду.

Акцент на внутренние технические вопросы

Капитальные рынки

Внешние и

социальные критерии

Критерии показателей функционирования

Уровни

Индивидуальные атрибуты

Рынки продукции и издержки

Финансовые рынки

Отраслевая структура

Регулирующие предписания правительства

Национальный/ региональный

Отраслевой

Показатели

концентрации

Инновации

Налоги

Контроль за выбросом вредных веществ Обеспечение безопасности работ сотрудников

Корпоративный

Бизнес-единицы или подразделения

......с

Цены акций ROA или EVA

Товарные серии Отделы

......с

Рыночная доля

Стандартные издержки

Индивидуальный

Навыки и умения Ценности

Рис. 16.3. Механизмы связи и критерии показателей функционирования.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 [ 171 ] 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195