Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 [ 172 ] 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Системы планирования и администрирования как в самой компании, так и за ее пределами определяют, насколько непосредственно указанные параметры связаны друг с другом. Однако и менеджерам, и правительственным чиновникам порой приходится идти на выбор каких-то компромиссных вариантов, учитывающих неэластичность жестких связей и явную несправедливость, возникающую из-за связей чрезмерно свободного характера. В целом, системы PAS должны стремиться к более тесным внутренним связям, поскольку их можно контролировать непосредственно. С другой стороны, большинство политических приемов и регулирующих действий, к которым прибегают органы власти в демократических обществах, корректируются медленно, поэтому у менеджеров появляются как возможности, так и ограничения, которые могут в течение какого-то срока, обычно небольшого, рассогласовываться по фазе с техническими возможностями, появляющимися на рынках.

Разработчики систем PAS должны подходить аккуратно к включению в общий набор новых показателей функционирования, хотя и не должны стремиться пользоваться только традиционными. Ciba-Geigy осуществила значительные изменения в собственной системе финансовых показателей, что помогло ей отказаться от показателя остаточной стоимости основного капитала, рассчитываемого по ценам приобретения активов; для вычисления показателей функционирования она оценивает текущую восстановительную стоимость или исходит из рыночной стоимости. Более новые процедуры планирования (на основе EVA или те, в основе которых лежит созданная ценность) стремятся учитывать фактические экономические затраты на активы, а не использовать приемы, позволяющие включать дорогие активы после их существенной амортизации, чтобы получить более высокие, чем они есть на самом деле, показатели ROA*.

По мере того как в ходе анализа менеджеры уточняют свои представления о необходимых действиях, выбираемых на основе критериев, учитывающих показатели функционирования, следующим логическим шагом становится установление приоритетов и оценивание зон ответственности. Если этим шагом должным образом не управляют, некоторые будущие варианты мо-

Обсуждение добавленной экономической ценности (EVA) см.: S. Tully. The Real Key to Creating Wealth. - Fortune, September 20, 1993: 38-40, 44-45, 48, 50. Более глубокий анализ приведен в ст.: К. Lehn and A. Makhija. EVA and MVA as Performance Measures and Signals of Strategic Change. - Strategy and Leadership, May/June 1996, 24(3): 34-38.



гут быть исключены из рассмотрения, в ином случае дорогое время старших руководителей может быть потрачено напрасно. В связи с этим при принятии решений о том, какие виды деятельности наиболее важны для будущего благосостояния организации или что следует выполнить первым, большую помощь может оказать механизм принятия таких решений. Если говорить о целесообразности проведения подробного анализа на предыдущем этапе, то здесь целесообразно воспользоваться такими механизмами, как диаграмма PERT (progress evaluation and review technique - метод оценки и пересмотра планов) или диаграмма СРМ (critical path method - метод критического пути), которые могут помочь правильно определить координаты, где требуется действовать срочно.

Когда аналитики и менеджеры изучают внешние тренды и накапливающуюся ресурсную базу в компании, им необходимо связать все критичные факторы правильно. Одним из способов, позволяющих организовать имеющиеся данные должным образом, является идентифицирование основных внутренних работ, составление аналогичного списка внешних трендов и представление его в матричной форме, как это показано на рис. 16.4. Третьей осью должно быть время: сотрудникам, занятым в технических правовых и других сферах и обладающим необходимым опытом, следует поручить отслеживать тренды и взаимозависимости в течение нескольких лет или месяцев в зависимости от темпов изменений.

Например, токсические отходы, выброшенные в Рейн во время пожара на заводе соперников Ciba-Geigy, вызвали необходимость повторного анализа стратегических аспектов и в самой Ciba-Geigy. Менеджеры поняли, что их макросреда изменилась, поскольку у общественности к экологии стало совсем иное отношение. Анализ макросреды также в значительной степени повлиял и на GE, когда она оценивала будущую (после того как поглотит компанию RCA) роль своего вида бизнеса бытовая электроника . Менеджеры понимали, что перспективные ожидания потребителей в отношении дизайна, показателей функционирования и цены делают маловероятным, что системы исследований и разработок, производства и распределения, использовавшиеся в то время в GE, вряд ли смогут эффективно конкурировать с соперниками в течение длительного времени. В результате менеджеры решили изъять капиталовложения из бизнес-единицы, занимавшейся бытовой электроникой. В современной интернетовской экономике объявление о крупных новых



Будущее

/Настоящее

Внешние тренды

Моральные качества сотрудников

Способности к исследованиям и разработкам

Финансовые показатели

Условия по обеспеченности оборудования

Другие

Изменения в области регулирующих предписаний

Технологические разработки

Ожидания потребителей

/Потребительская ) электроника GL/

Цели соперников

Спрос на рынки капиталов

Ожидания общества Другие

\ Портфель ( химической продукции Ciba Т Geigy

Рис. 16.4. Подсистема стратегических аспектов.

стратегических союзах или о создании новых поисковых систем, обеспечивающих обмен информации с высокой скоростью, может породить новый крупный стратегический аспект, требующий от многих компаний быстрой реакции.

Подсистемы стратегических аспектов могут функционировать в режиме рутинных годовых циклов настолько долго, насколько отрасль, в которой действует организация, и ее широкая макросреда остаются относительно стабильными. Однако, как обсуждалось в гл. 8-11, характерная черта большинства организаций в настоящее время - постоянные изменения*. Более того, анализ

Здесь целесообразно повторить важный аргумент, приведенный в гл. 1, что изменения - центральная концепция стратегического менеджмента. См. N. Rajagopalan and G. Spreitzer. Toward a Theory of Strategic Change: A Multi-Lens Perspective and Integrative Framework. - Academy of Management Review, January 1997, 22(1): 48-79.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 [ 172 ] 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195