Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 [ 183 ] 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Сохранение

Реализация стратегии часто требует изменения организационных активов и ТОП-характеристик, необходимых компании для генерирования потребительской ценности и поддержания ее на высоком уровне. Чтобы в ходе этих преобразований не допустить долгосрочных негативных последствий, организациям нужно обеспечивать безопасность этих активов и ТОП-характеристик, особенно уникальных и трудных для дублирования соперниками. British Telecom в начале 80-х и IBM в начале 90-х годов применили программы добровольного досрочного ухода сотрудников на пенсию. Когда талантливые менеджеры слишком рано стали уходить на пенсию, обе компании потеряли много ценных навыков, умений и знаний. Бывших сотрудников вскоре пришлось приглашать заново - в качестве консультантов с соответствующими гонорарами.

Если группа сотрудников, которая может легко найти работу в другом месте, должна быть сохранена, для получения поддержки с их стороны и сотрудничества требуются варианты изменений, сердцевиной которых как раз и является обеспечение такого сотрудничества. И наоборот, если реализация стратегии строится вокруг трансформационных перемен прежних способов мышления и поведения, к которым сотрудники могут быть эмоционально привязаны, может потребоваться хорошая встряска. Поэтому у руководителей, отвечающих за изменения, часто нет другого выхода, кроме как прибегнуть к директивному способу выполнения требуемых организационных решений. Обычно, это означает, что персоналу, занятому в работах, которые организация больше не планирует, придется уйти. Для других может потребоваться отказаться от некоторых прежних способов действий, для чего могут применяться экстенсивные программы обучения и тренировок.

Разнообразие

Менеджеры, руководящие реализацией стратегии, должны понимать, что организации - это неоднородные структуры. Почти для каждой крупной современной организации характерно наличие различных типов культуры в разных подразделениях и других единицах. Разнообразие локальных культур частично объясняется разницей в национальных культурах, а также различиями в целях, фоне, на котором происходят основные действия, и задачах, ставящихся подразделениям и отделам. Также существуют различные профессиональные группы, например



инженеры или продавцы, у которых могут быть свои ценности и нормы поведения.

Выбор пути осуществления изменений и типов вмешательства должен учитывать широту и глубину различий в культуре. Если менеджеров необходимо объединять в культурно различные компании или в такие подразделения в рамках одной компании, возможно, придется прибегнуть к унификации культур для групп, которые будут в этом участвовать. Например, реализация изменений в отделах продаж и исследований, скорее всего имеющих очень разные культуры и источники мотиваций, потребует разных подходов. Bisto, поставщик подливок и соусов, обнаружил это, когда переводил свой маркетинговый персонал, в офис, где он делил помещение с персоналом, занимающимся продукцией и техническими вопросами. Целью этого перемещения была активизация инноваций в области продукции. Однако сотрудники отдела по маркетингу считали, что сотрудники отдела производства не понимают потребителей, а те, в свою очередь, полагали, что маркетологи говорят на каком-то непонятном жаргоне, и это стало источником непрерывных трений. Такие отношения сильно препятствовали сотрудничеству. Потребовалось создать межфункциональные команды, которые могли бы работать совместно и более целенаправленно. Без этого прогресс в достижении поставленных целей был невозможен*.

Разнообразие также могут вызвать необходимость применения в разных подразделениях различных подходов и возможность повлиять на их конкретный выбор. Если в организации существуют различные профессиональные группы - врачи, сестры и административные работники в больницах - целесообразно включить в состав команды представителей этих групп, особенно наиболее мощных, чтобы они играли в проведении изменений активную роль. Но если группы привыкли к высокой степени автономности, они вряд ли будут положительно относится к предписаниям, как им следует себя вести. Педагоги, врачи, ученые, архитекторы, изобретатели и юристы, если назвать только некоторые примеры, обычно негативно реагируют на директивы, ограничивающие свободу их действий.

ТОП-характеристики и мощности

Реализация стратегий часто заканчивается неудачей, поскольку у организации не хватает требуемых для этого активов и ТОП-

См.: J. Pickard. Aah, Teamwork. - People Management, November 6, 1997: 37-39.



характеристик. Способность управлять реализацией стратегии проявляется в организации на трех уровнях: индивидуальном, управленческом и организационном. Кроме того, люди должны уметь управлять личностными изменениями, которые могут потребоваться от них. В ходе адаптации изменений, ожидаемых от них, и управлении ими менеджеры должны также уметь при необходимости помогать своим подчиненным. На организационном уровне должна демонстрироваться озабоченность наличием или отсутствием специальных ресурсов, требующихся для проведения изменений, в частности, людей, понимающих, как надо проектировать процесс изменений и управлять им.

Разумеется, самые большие требования кТОП-характеристи-кам, связанным со всеми тремя уровнями, накладывают изменения трансформационного характера. Если организации каких-то ТОП-характеристик не хватает, то в первую очередь в ходе выполнения преобразований следует получить эти характеристики, как это сделано в W Н Smith News и Lendco, деятельность которых обсуждается ниже в этой главе. Для получения индивидуальных качеств, необходимых для эффективного осуществления перемен и создания управленческих характеристик, помогающим другим сотрудникам в ходе этих изменений, могут быть использованы программы личностного развития. Могут потребоваться и другие системы, которые помогут бизнесу в планировании и управлении показателями функционирования в ходе всего процесса изменений. При отсутствии собственных специалистов с необходимым опытом для проведения соответствующей подготовки персонала и проектирования процесса реализации стратегических изменений можно воспользоваться услугами внешних консультантов. Преобразования могут потребовать конкретных навыков и умений. Для их формирования нужны опытные ведущие, способные заниматься разработкой обучающих семинаров и вести их.

Нерешенные во многих организациях вопросы, связанные с мощностями, приводят к тому, что реализация стратегии тормозится. В ходе выполнения программы потребляются самые разные активы: финансовые, человеческие, знания, физические, технологические, восприятия, организационные. Все программы и проекты, связанные со стратегией, требуют времени и внимания менеджеров. Чем масштабнее изменения стратегии и перемены в организации, тем более необходима вовлеченность менеджеров высшего и среднего звена. Однако в результате изменений, связанных с реализацией стратегии, многие менеджеры чувствуют себя слишком загруженными. Действительно, рабочая нагруз-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 [ 183 ] 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195