Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 [ 189 ] 190 191 192 193 194 195

целостным явлением и его связями как с макросредой, так и с микросредой. Стратегия получает свою мощь не из сфокусированности на долгосрочном позиционировании или на краткосрочных результатах, на качестве продукции или на перепроектировании процессов, т.е. варианте типа либо, либо , а скорее от подхода типа и то и другое и способности объединять сильные стороны противоположных явлений.

Объединение сильных сторон противоположных явлений

Самая большая выгода, получаемая от стратегического планирования, в том, что оно поощряет и даже, можно сказать, заставляет менеджеров рассматривать и принимать действия На различных фронтах, переходя от одного стратегического аспекта к другому. Например, многие корпорации сталкиваются с проблемой, как лучше всего управлять одновременно своей традиционной бизнес-моделью и новыми предприятиями, занятыми в электронной коммерции. Их стремление одновременно заниматься этим свидетельствует о подходе, о котором говорилось в начале этой главы.

Как правило, первым шагом в разработке стратегии становится оценивание ситуации (или анализ SWOT). Он требует идентификации как возможностей, так и угроз, вызываемых текущей и будущей внешней средой, как сильных, так и слабых своих сторон, которые организации уже сегодня учитывают в конкурентной борьбе. Мы не только исходим в нашей деятельности из возможностей наших сильных сторон, но и оцениваем ситуацию с другой стороны, т.е. видим угрозы и наши слабости. Стратегия призывает нас воспользоваться возможностями, избежать или минимизировать угрозы, применить наши сильные стороны в качестве рычагов и скорректировать наши слабости, и все это в одно и то же время (хотя акцент на каждом из этих направлений не всегда бывает одинаковым). Поэтому стратегия должна исходить из интересов не единственного стратегического аспекта, а сразу нескольких. Для корпорации вполне типично оказаться в ситуации, когда одновременно надо решить несколько стратегических вопросов (на уровне жизнь или смерть ). На практике разработка и реализация стратегии - очень сложная задача, получающая сигналы с рынка и от конкретной внешней среды и ведущая к адаптации различных направлений действий. Образно говоря, стратегия бизнеса - это не одна веревка, а кабель, сплетенный из множества самых различных веревочек (марке-



тинговая стратегия, производственная стратегия, технологическая стратегия, организационная стратегия, стратегия публичных отношений и т.д.).

Почти с самого начала стратегическое планирование подвергалось и продолжает подвергаться отрицательному воздействию ложной дихотомии в теоретическом и в практическом планах. Теоретики разделились на интуитивную (Минтцберг) и аналитическую (Ансофф) школы. Однако опыт ясно показал, что стратегическое планирование неизбежно приведет к ошибкам, если не объединит оба этих направления. Корпоративная и консалтинговая практика также слишком часто проявляет тенденцию выделять только одну цель или только одну методологию - реинжиниринг, комплексное управление качеством, рост бизнеса, акционерная стоимость, ключевые компетенции - и пренебрегать другими, что отрицательно влияет на общие результаты.

Как в теории, так и на практике вариант и то и другое гораздо более обоснованный направляющий принцип, чем вариант либо, либо . Конечно, нам, и как просто людям, и как менеджерам, кажется легче отыскать решение, основанное на выборах типа либо, либо . Но гораздо чаще самые лучшие, если не единственно возможные решения заставляют нас включать противоположности. Рассмотрим, например, восемь пар противоположных стратегий.

1. Достижение роста бизнеса или контролирование расходов

Возможно, наиболее наглядно заблуждение в противопоставлении роста бизнеса и контроля над издержками показал Роджер Энрико, когда был вице-председателем совета директоров PepsiCo: Руководители, приступающие к реструктуризации и снижению числа сотрудников, не имея плана роста, - это люди, потребляющие активы, а не инвестирующие в них *.

Несколько лет назад во многих публикациях в деловой литературе утверждалось, что менеджеры начинают понимать, что продолжительное сокращение издержек больше не может рассматриваться как верный путь, обеспечивающий устойчивый рост прибыли . Одно лишь сокращение издержек нельзя считать реалистическим путем к устойчивому росту бизнеса. Если ближайшая стратегическая задача - сокращение издержек или снижение числа сотрудников, менеджеры должны четко определить,

* Цит. по: Fortune, March 7, 1994.



какие издержки надо сокращать, для достижения каких целей надо уменьшать число сотрудников, как различать организационный жирок , который надо согнать, и организационные мускулы , которые компания должна сохранить и даже упрочить для обеспечения будущего роста.

Стефан Уолф, директор-распорядитель авиакомпании US Airways, относится с большой опаской к подобным ложным вариантам выбора, так как сталкивается с двумя императивами: сокращением издержек в компании (они существенно выше, чем в среднем по отрасли) и осуществлением международной экспансии и созданием союзов. Возможно, он не добьется успехов, но такая двойная стратегия для US Airways более оправдана, чем только одна из них.

2. Удовлетворение запросов рынка/потребителей или опережение соперников

Почти невероятно, что указанная дихотомия вообще могла получить такое внимание, которого она добилась. Однако если прочитать или внимательно выслушать заявления руководства (особенно в корпоративных годовых отчетах), то можно понять, что существуют две научные школы. Одна, особенно подчеркивающая лозунг консультанта Тома Питерса быть ближе к своему потребителю , утверждает: основная база для стратегического успеха - понимание того, в чем действительно нуждаются ваши потребители и каковы их ценности. Вторая научная школа берет за основу идеи Майкла Портера, акцентируясь на важность идентифицирования текущих и будущих источников конкуренции и своевременного реагирования на них.

Совершенно очевидно, что рынок, по определению, создается в ходе взаимодействия двух групп людей: покупателей (создающих спрос, конкурируя за возможность купить) и продавцов (соперничающих за возможность что-то предоставить). Если воспользоваться словами одной песни о любви и браке, обе стороны просто не могут жить друг без друга . Следовательно, любая стратегия должна учитывать обе крайности одновременно. Существуют очевидные опасности, связанные с сфокусированностью на обслуживании потребителей (не уделяя при этом достаточного внимания тому, что делают соперники). Другая стратегия ограничивается сфокусированностью на том, что делают конкуренты лучше них. Однако этот простой факт почему-то обычно забывается в корпоративных поисках, когда ищется единственная формула стратегии. Это не столько вина таких ав-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 [ 189 ] 190 191 192 193 194 195