Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 [ 190 ] 191 192 193 194 195

торитетов, как Питере или Портер, сколько их последователей, по ошибке принимающих часть (достойная одобрения сфокусированность на привлекательном курсе действий) за целое (вся стратегия в целом).

3. Приверженность стратегическому видению или гибкость в тактических действиях

Напряжение между этими кажущимися полярными идеями проистекает из-за острых дебатов об относительных ролях - удачи и предвидении - для достижения успеха на рынке. Опять правильным ответом здесь будет вариант Оба! . В моей статье Realizing the Power of Strategic Vision * подчеркнута важность мощного и системного стратегического предвидения: предвидение, широко известное и хорошо понятое всей организацией, повышает, а не понижает способность организации действовать гибко в ответ на изменения ситуаций тактического характера. Четкое понимание, где в конечном счете организация хочет оказаться, поможет менеджерам на каждом уровне лучше определить самое подходящее направление действий в текущей ситуации. Без четкого предвидения возникает дополнительный риск. Если вы не знаете куда идти, то совершенно не важно, как вы попадете туда . Обоснованное стратегическое видение обеспечивает как готовность, так и цель , как в военной команде Готовься, целься, стреляй , для стратегических и операционных решений.

Этот аргумент не всегда хорошо воспринимается или до конца понимается. Когда Лу Герстнер в 1993 г. занял место директора-распорядителя IBM, вначале он часто выступал с заявлениями, что последняя вещь, в которой IBM нуждается прямо сейчас, это предвидение . Разумеется, необходимость в немедленных тактических действиях, связанных с сокращением издержек или повышением сфокусированности на рынке, была очевидной и не подвергалась сомнениям. Однако вскоре потребовалось получить ответ на вопрос: А что будет после реконструкции? . В конце концов Герстнер сформировал собственное представление - ориентация на сетевой компьютинг ** и использовал его для объединения и создания более поджарой , более динамичной и более омоложенной компании.

Одна из существенных характеристик жизнеспособного предвидения - его гибкость. Предвидение должно быть всегда го-

Long Range Planning, October 1992, 25(5).

The View from IBM: Lou Gerstner Does Have a Vision. - Business Week, October 30, 1995.



тово к изменениям и реагировать на них. Гибкость не означает отказа от предвидения: она просто учитывает необходимость постоянно подстраивать предвидение к требованиям все время меняющейся среды, в которой действует бизнес.

4. Лидер на рынке или преследователь

Эта пара противоположностей отражает давний вопрос маркетинговой стратегии: Что лучше: быть рыночным лидером или динамичным его преследователем? . Слушая все эти разговоры о стратегической важности преобразованных отраслей и изменений правил игры, порой можно подумать, что ответ четко и определенно дается в пользу лидера рынка и успех лидеров, занимавшихся изменениями (Dell Computer, Home Depot, Enrone, Nike и Starbucks Coffee), окончательно положил конец всяким спорам по этому вопросу.

Однако, если внимательнее посмотреть на этот успех, станет понятно, что это результат как реструктуризации рынков и отраслей, так и удовлетворения ранее скрытых желаний и запросов потребителей при помощи таких характеристик товаров и услуг, о которых ранее даже не думали как о возможных. Таким образом, на фундаментальном уровне и лидеры подчиняются диктату скрытого или потенциального рынка.

5. Более низкие цены или более высокое качество

В прежней типологии конкурентных стратегий приходилось выбирать именно между этими крайностями: тогда качество достигалось за счет более высоких издержек. Поэтому качественные продукты должны были предлагаться потребителям, готовым платить за них более высокую цену. Однако с наступлением эпохи информационных технологий во многих случаях такого выбора больше нет. В настоящее время можно производить и выходить на рынок с более качественным продуктом по более низкой цене. Очевидный пример этого феномена предлагается в отрасли микропроцессоров, которая в течение нескольких поколений своей продукции, следуя закону Мура, обеспечивает удвоение мощности и снижение цены вдвое каждые восемнадцать месяцев. Менее известен случай авиакомпании Alaska Airlines. Столкнувшись с выходом на ее рынки соперников, устанавливающих низкие цены, Alaska Airlines успешно реализовала стратегию, объединившую поддержание на прежнем высоком уровне обслуживания и более низкие тарифы. Из этого можно извлечь по крайней мере один урок: следует хорошо подумать,



можно ли считать полностью несовместимыми рассматриваемые здесь противоположности, желанные для потребителей и кажущиеся непрактичными для производителей.

6. Действие на основе рационального анализа или действия на основе интуиции, вдохновения и озарений

Это продолжение споров между школами Ансоффа и Минтцберга по поводу фундаментальной природы стратегического планирования*. Но на основе опыта последних 20 лет по крайней мере понятно, что инновационные стратегии не результат стерильного анализа или теоретических игр с цифрами. Они (стратегии) приходят на основе новых видений и интуитивных предчувствий. В равной степени понятно и то, что интуиция, если мы хотим, чтобы она была полезной в стратегическом плане, должна основываться на фактах. Традиционно интуитивный предприниматель всегда толкует факты своего рынка на инстинктивном уровне. Но в настоящее время, столкнувшись с современными сложными явлениями, стратег должен дополнить инстинкт и более явным анализом.

7. Социальная ответственность или экономические реалии

С традиционной точки зрения менеджмента социальная ответственность - это отношение с обществом, пожертвования благотворительным учреждениям и предоставление помощи системам образования. Конечно, все это хорошие вещи, если кто-то мог себе их позволить, но они явно периферийные в отношении основных направлений стратегии, связанных с базовыми вопросами рынка и конкурентных реалий.

Однако теперь, с учетом изменяющихся социальных, экономических и политических условий, социальная ответственность (или, точнее, социальная обязанность) с точки зрения корпоративной стратегии стала другой и занимает в ней центральное положение. В моей недавно вышедшей книге The New Rules of Corporate Conduct показаны шесть основных направленностей социальной стратегии: аспекты корпоративного управления и его соответствия законам, правилам и принципам; стратегия действий во внешней

См. например, Henry Mintzberg. The Design School: Reconsidering the Basic Premises of Strategic Management. - Strategic Management Journal, 1990, 11: 171-195; H. Igor Ansoff. Critique of Henry Mintzbergs <The Design School: Reconsidering the Basic Premises of Strategic Management . - Strategic Management Journal, 1991, 12: 449-461.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 [ 190 ] 191 192 193 194 195