Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 [ 71 ] 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Новые определения отраслевой структуры

Стратегическое планирование уходит своими корнями в экономику промышленной организации и в модель структура -поведение-показатели функционирования *. Эмпирические исследования показывают: влияние отрасли может выражаться в разбросе аналогичных финансовых показателей в пределах от 17 до 21%**. Однако это говорит и о том, что большая часть колебаний финансовых показателей не объясняется отраслевыми факторами.

Исследование позволило предположить, что определение границ отрасли в показателях исходных составляющих (ресурсов), а не продукции (выхода) может привести к потенциально другому анализу отрасли, анализу с другими, пересмотренными границами отраслей. В частности, подходящим ресурсом, определяющим установление многих новых границ между отраслями, может стать информация.

Если рассматривать информацию как важный ресурс компании, то нельзя не принять во внимание, что недавние разработки в области информационных технологий вызвали резкое повышение объема этого ресурса и большую легкость, с которой им можно управлять. Ранее (в соответствии с традиционным экономическим мышлением) информация рассматривалась как издержки: либо как вид деятельности, предназначенный для поддержки операций, либо как необходимые учет и документирование для поддержки бизнеса. Однако интернетовские технологии обеспечивают фундаментальное изменение в возможностях получать информацию, манипулировать ею, хранить и передавать. Информационные обмены через Интернет и интранеты в настоящее время можно рассматривать как источник создания ценности, а не как издержки. Например, компьютеризированная система резервирования билетов авиакомпании SABRE не только помогает в продажах билетов на самолеты, но и создает совершенно новый источник ценности, поскольку позволяет авиакомпаниям управлять динамич-

* J.S. Bain. Barriers to New Competition. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1956; E. Mason. Price and Production Policies of Large-Scale Enterprise. - American Economic Review, 1939, 29: 61-74.

** A.M. McGahan and M.E. Porter. How Much Does Industry Matter, Really? - Strategic Management Journal, 1997, Summer Special Issue, 18: 15-30; T.C. Powell. How Much Does Industry Really Matter? An Alternative Empirical Test. - Strategic Management Journal, 1996, 17(4): 323-334; R.P. Rumelt. How Much Does Industry Matter? - Strategic Management Journal, 1991, 12(3): 167-185; R. Schmalensee. Do Markets Differ Much? - American Economic Review, 1985, 75(3): 341-35; B. Wernerfelt and C.A. Montgomery. Tobins q and the Importance of Focus in Firm Performance. - American Economic Review, 1988, 78(1): 246-250.



ным ценообразованием для мест в самолетах на основе текущих и прошлых факторов заполняемости самолетов (МсКеппеу, 1995). Такая информация революционизировала авиационную отрасль и ввела новый параметр функционирования - поступления на одно посадочное место. В данном случае ценность извлекается из способности системы получать и анализировать информацию, исчезающую при наступлении события.

Информационные технологии помогают выделять информацию из транзакции, непосредственно порождающей эту информацию. Как следствие этого, отраслевые границы перераспределяются каждый раз, когда новая компания получает доступ к данным, генерируемым любой структурой в отрасли*. Возрастание важности информации в сочетании с совершенствованием информационных технологий, позволяющих лучше пользоваться этой информацией, вызвали фундаментальные изменения в нашем понимании и концептуализации конкретного ландшафта, на котором действуют многие структуры бизнеса.

Переход рыночной силы к потребителям

Интернет фундаментально меняет отраслевые конфигурации и баланс рыночных сил между производителями, посредниками и потребителями. Если вы в этом сомневаетесь, небольшой тур в историю сделает вас менее скептичным в этом отношении человеком. Вы, вероятно, достаточно взрослый человек и помните так называемую Главную улицу вашего города - скромный ряд магазинов, управляемых вашими соседями, знавшими всех детишек по имени и старавшимися удовлетворить каждую вашу потребность? Все это теперь ушло, несколько десятков лет назад эти магазинчики заменены торговыми центрами, где на одном конце располагается универсальный магазин Sears, на другом - универсальный магазин JCPenny, и ряд специализированных магазинов между ними. Затем эти центры, располагавшиеся в пригородах, начали длинный путь к появлению типовой структуры розничной торговли. Такие убийцы специализации , как Toys R Us, медленно разрушили большинство специализированных структур розничной торговли, в свое время доминировавших в указанных торговых центрах. И место Sears как крупнейшего розничного торговца Америки заняли магазины Wal-Mart.

По мере того как модель розничной торговли менялась, ее влияние на производителей становилось все более сильным. В резуль-

J.L. Sampler. Redefining Industry Structure for the Information Age. - Strategic Management Journal, 1998, 19: 343-355.



тате этих перемен баланс сил сместился в пользу розничных торговцев, главным образом благодаря использованию ими центральных компьютеров, устройств сканирования данных и систем электронного обмена данными (EDI). Впервые розничный торговец стал знать о продаваемом продукте больше, чем его производитель. Последствия этой технологической революции, способствовавшей консолидации розничных торговцев, были огромными. Так, большая часть рыночной власти оказалась теперь в руках Wal-Mart, даже если он заказывает у Philips миллион телевизоров. В бакалейном бизнесе совсем неважно, являетесь ли вы Procter & Gamble или Unilever. Если вы хотите выпустить на рынок новый продукт, вам приходится платить крупным супермаркетам за место на их магазинных полках. Компании, созданные на основе взаимных фондов, потеряли большую часть своих прибылей, когда вошли в каталог фондов структуры OneSource, разработанной компанией Schwab. Консолидация розничных торговцев стала распространяться вверх, по всей цепи поставок. В ее ходе крупные производители пожирают более мелких конкурентов. Теперь продавцам, занимающим третье или четвертое место по продажам определенной категории продукции, получить место на магазинных полках стало почти невозможно.

В этом отношении влияние Интернета будет дальнодействую-щим и вызовет смещение сил от производителей и розничных торговцев в пользу потребителей*. Только на этот раз медленно нарастающих явлений не будет. Вместо этого появится мощная волна, поскольку Интернет собирается наделить потребителей такой властью, которой у них никогда ранее не было. Вооруженные полной информацией, за поиск которой им практически не надо ничего платить, потребители фактически уничтожат предлагаемую им посредственность, мыльные пузыри и неэффективные варианты. Примеры этого уже появляются во многих отраслях. Так, в автомобильной отрасли уже более 20% покупателей совершают заказы в онлайновом режиме, т.е. делают выбор еще до посещения дилера; принимают решение, какую машину купят и какую цену заплатят, до того, как окажутся в выставочном помещении дилера. Новые информационные посредники, такие как Autobytel, помогающие потребителям просеивать множество данных, уже сейчас оказывают на общий процесс большое влияние. В настоящее время Autobytel обеспечивает автомобильные продажи на сумму более $550 млн. каждый месяц!

G. Hamel and J.L. Sampler. The E-Corporation. - Fortune, December 7, 1998: 80-92.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 [ 71 ] 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195