Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

носиться к напиткам Coca-Cola. Многие в ближайшем будущем собирались вообще воздержаться от их покупок. Понимая, что оценки в Европе станут широко известными и этот результат может распространиться по всему миру, Coca-Cola извинилась перед бельгийскими потребителями, воспользовавшись объявлениями размером в целую газетную страницу. Корпорация сообщила, что компенсирует все медицинские расходы каждому человеку, заболевшему в результате потребления ее продукции. Через неделю после начала указанного инцидента власти Бельгии и Франции частично отменили запрет на продажу продукции Coca-Cola. Еще спустя неделю корпорация получила подтверждение, что власти Бельгии разрешили продажу на территории своей страны всех видов ее продукции.

Кейс 2. На протяжении всего 1999 г. Microsoft, крупнейший в мире производитель программного обеспечения, участвовала в судебных разбирательствах по иску, поданному правительством США. Корпорация обвинялась в нарушении антитрестовского законодательства. Некоторые наблюдатели утверждали в печатных и электронных медийных средствах, что Microsoft, производитель Windows, компьютерной операционной системы, распространенной практически по всему миру, в ходе своего столкновения с правительством США очень неумело занимается паблик рилейшнз. По заявлению критиков, компания не признала, что создавшаяся ситуация не только связана с чисто правовыми аспектами, но и с тем, как ее воспринимает общественность. Более того, наблюдатели полагали, что пиаровская сторона этого иска может быть более важной, чем любые результаты правового характера.

Кейс 3. В конце 1999 г. Конгресс США принял, а президент Клинтон подписал закон о спутниковом телевизионном вещании, впервые позволивший компаниям, занимающимся спутниковым телевидением, конкурировать с провайдерами услуг кабельного телевидения, разрешив таким компаниям иметь местные телевизионные станции. Исторически сложилось так, что подписчикам на услуги спутникового телевидения, чтобы получать новости, сообщения о спорте и погоде местного характера, требовалось иметь обычную телевизи-



онную антенну или подписываться на услуги кабельного телевидения. Теперь впервые спутниковые компании оказались в позиции, позволяющей им агрессивно бороться за рыночную долю обслуживаемых домов, используя вместо кабеля спутниковую тарелку, обеспечивающую получение зрителями основных и расширенных телевизионных программ.

В этой главе дано определение политическим стратегиям и показано, как их можно использовать для успешного плавания по сложным политическим и социальным водам, в которых действуют организации; какая методология для разрабатываемых стратегий будет эффективной. Политические стратегии используются не только для менеджмента в кризисных ситуациях, подобных той, в какой оказалась Coca-Cola. Корпорации применяют политические стратегии и для защиты от атак со стороны других структур (пример Microsoft), оказания помощи в создании новых экономических возможностей (пример спутникового телевидения), осуществления повседневных операций таким образом, чтобы, получая краткосрочные экономические выгоды, через какое-то время они не оказались втянуты в дорогостоящие юридические процессы или не вызвали негативного отношения к себе со стороны общественности в целом или ее отдельных представителей.

В предыдущих главах показано, каким образом стратегический менеджмент может эффективно направлять разработку и реализацию стратегий с учетом прогнозируемых изменений, справляться с такими изменениями, использовать их в своих интересах. Бизнес-стратегии в рамках традиционного подхода, показанного в гл. 2-6, учитывают только стандартные изменения в организации и за ее пределами, но бесполезны в ситуациях, в которых оказались Coca-Cola или Microsoft, или в примере со спутниковыми телевизионными программами. Примеры, приведенные в этой главе, показывают, что политическая стратегия важна и для обеспечения успеха экономических стратегий или стратегий, связанных с продукцией и рынком. В этой главе менеджеры познакомятся с методологией, позволяющей лучше справляться с изменениями, постоянно происходящими в социальной и политической среде.

В этой главе представлены три основные темы. Во-первых, на примерах Coca-Cola и Microsoft показано, что изменения в политической и социальной среде, если их рассматривать с точки зрения конкурентных возможностей организаций, могут вызывать



перемены трансформационного характера. Поэтому организациям необходимо хорошо разбираться в политических и социальных характеристиках среды, в которой они действуют. Во-вторых, организации все больше понимают необходимость разработки политических стратегий, в явном виде учитывающих их вовлеченность в политическую и социальную жизнь. Компании должны постоянно осуществлять мониторинг перемен в политической среде, в которой они действуют, и выделять управленческие команды для разработки наиболее подходящих стратегий. В-третьих, организации могут не только реагировать на политические и социальные характеристики своей среды, но и в определенной степени влиять на них. Компании должны создавать свою политическую стратегию как важную составную часть общей стратегии, позволяющей влиять на внешнюю среду, в рамках которой они занимаются своим бизнесом. Ниже представлены основные вопросы, рассматриваемые в этой главе, и их последовательность.

Мы даем определение политической стратегии, уделяя особое внимание именно ее политической стороне.

Мы идентифицируем и обсуждаем три основных интеграционных элемента и фокуса политической стратегии: 1) кризисные или противоречивые ситуации (далее - ситуации); 2) заинтересованные стороны; 3) арены, где возникают и/или развиваются ситуации (далее - арены).

Мы подробно укажем типы политических стратегий, объясним, как организация может влиять на социально-политическую среду и даже ее формировать.

Мы показываем связь политической стратегии с бизнес-стратегией или с экономической стратегией.

Что такое корпоративная политическая стратегия?

Политическая стратегия - это набор действий и тактических приемов, применяемых организациями в политической, юридической или социальной сфере, для сохранения своей позиции, обеспечивающей ее преимущества и влияние на других участников процесса. Политические виды деятельности организации связаны с идентифицированием вопросов, которыми она хочет заниматься, выявлением ее оппонентов и союзников, арены, на какой она хочет действовать. Организация проводит политичес-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 [ 75 ] 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195