Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195

Пример 9.1

Monsanto Corporation: переход к науке о жизни

Корпорация Monsanto Corporation со штаб-квартирой в Сент-Луисе, штат Миссури, стремится стать ведущим участником в новой отрасли - науке о жизни . Это новое направление бизнеса, начавшее формироваться как отдельный конкурентный участок во второй половине 90-х годов, представляет из себя слияние нескольких отраслей - химии, биотехнологии, фармацевтики, агробизнеса и производства продуктов питания. Хотя о своем намерении выделить значительные ресурсы в науку о жизни объявили многие компании, одной из немногих структур бизнеса, которые действительно активно начали заниматься этим быстро растущим направлением, была Monsanto. В середине 90-х годов она начала распродавать часть своих видов бизнеса, связанных с химией, а в 1997 г. полностью вывела свои средства с этого направления. Корпорация также продала вид бизнеса, выпускающий продукцию для обработки лужаек и садов, и объявила о своем намерении отказаться от производства искусственных заменителей сахара, в число которых входят такие хорошо известные продукты, как Equal и NutraSweet. За последние несколько лет она вложила свыше $8 млрд. в компании, специализирующиеся в науке о жизни , в том числе в DeKalb Genetics Corporation и Plant Breeding International Cambridge Ltd.

В настоящее время основная деятельность Monsanto в этой сфере - генетически модифицированные растения и семена. Расщепление генов (внедрение чужих генов в ДНК растения) может привести к появлению растений с новыми характеристиками. Методами генной инженерии Monsanto удалось добиться успеха в производстве некоторых видов продукции, получивших очень большую известность: гормона роста Posilac и средства против сорняков соевых бобов Roundup Ready. Гормон роста, дающийся коровам, резко повысил у них количество молока; сейчас его применяют приблизительно в 30% американских стад. Соевые бобы, на которые в США в 1999 г. пришлось около половины всего урожая, во многом выжили благодаря средству против сорняков Roundup, разработанному в Monsanto.

но с этим уровнем. Именно в нем компания может вести переговоры с потенциальными инвесторами по новому источнику капиталов, заключать соглашения о совместной разработке компонентов с поставщиком или модернизировать свое обслуживание для какой-то группы заказчиков. Внешняя среда компании на уровне задачи более или менее специфична и не обязательно такая же, как у ее соперников.




Рис. 9.1. Уровни внешней среды.

Внешняя среда на уровне отрасли (или конкурентная среда) находится за пределами внешней среды на уровне задачи. Подробно отраслевая среда рассмотрена в гл. 8. Факторы среды на уровне отрасли непосредственно влияют на большинство конкурентов. Однако никто из них не ощущает их с одинаковой интенсивностью. Например, угроза выхода на рынок новых участников может быть основной заботой конкурентов в одном сегменте отрасли, но восприниматься гораздо слабее в других сегментах.

Общая среда или макросреда - это самая широкая и самая сложная область, воздействующая на организацию, и именно на ней мы сфокусируемся в этой главе. К счастью, организации не нужно анализировать каждую грань социального, политического, экономического, экологического, технологического и институционального сегмента этой среды. Более того, в полном объеме она и не сможет этого сделать. В реальной жизни опытные практики сужают область интереса для своих организаций, рас-



сматривая значимую внешнюю среду , показанную на рис. 9.1 отдельно.

Значимая внешняя среда задает границы общей среды с точки зрения аналитических целей. В их основе лежат ключевые аспекты, существенно влияющие на конкретную организацию. Например, компания, выпускающая потребительские товары, и компания, выпускающая промышленную продукцию, могут определять свои значимые внешние среды совершенно по-разному. Если для первой из указанных компаний критически важны демографические параметры и стили жизни, то эти же параметры для компании, выпускающей промышленную продукцию, менее значимы. Все определения значимой внешней среды связаны с выработкой вариантов решений. Как отмечалось в начале этой главы, подобные решения необходимы; без них анализ не будет целенаправленным.

Сегменты макросреды

Чтобы облегчить анализ, выделим шесть основных сегментов макросреды: 1) социальный, 2) экономический, 3) политический, 4) технологический, 5) экологический, б) институциональный. Основные элементы каждого сегмента показаны в примере 9.2.

Социальный сегмент включает демографию, стили жизни и социальные ценности. Анализ этого сегмента учитывает изменения в структуре и мобильности населения, изменения стилей жизни и трансформацию социальных ценностей. Изменения в социальной среде непосредственно влияют на общий потенциал рынка в отношении большого числа продуктов, особенно потребительского назначения.

Экономическая среда - это обобщенный набор экономических условий, в которых действуют все отрасли; агрегирование всех рынков, где товары и услуги предоставляются за плату. Экономическая активность отражается в уровнях и типах промышленного выпуска, потребления, дохода и сбережений, инвестиций и производительности. Изменения в общем уровне экономической активности непосредственно влияют на показатели спроса и предложения почти во всех отраслях.

Политический сегмент включает избирательные процессы, а также административные, регулирующие и правовые институты, принимающие и реализующие законы, нормативные акты и правила в обществе. Это, возможно, самый турбулентный сегмент макросреды. Можно назвать очень немного отраслей, на которые изменения в избирательных, законодательных, регулирующих или правовых системах на практике не действуют.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 [ 96 ] 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195