Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 [ 98 ] 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195


Рис. 9.2. Модель макросреды.

1. Сканирование окружающей среды для выявления имеющихся и возникающих изменений.

2. Мониторинг отдельных трендов окружающей среды и образцов изменения с целью определения характера их эволюции.

3. Проектирование - определение будущего направления изменений в окружающей среде.

4. Оценивание текущих и будущих изменений окружающей среды с точки зрения стратегий и их последствий для организации.

Особенности каждого из указанных этапов мы рассмотрим на примере Monsanto, крупной химической компании, решившей заниматься деятельностью в области науки о жизни и поэтому часто сталкивающейся со всеми проблемами, относящимися к макросреде.

Сканирование

Организации сканируют окружающую среду, чтобы выявить индикаторы или сигналы текущих и потенциальных изменений или



Пример 9.3

Изменения макросреды, с которыми сталкивается Monsanto по мере того, как все глубже занимается наукой о жизни

Социальные. Демографические параметры большинства сельскохозяйственных сообществ США и Европы претерпевают резкие изменения: фермеров становится меньше; фермы становятся менее крупными и т.д. Семьи, проживающие на фермах, стремятся к тем же стандартам жизни, которые они видят в городских сообществах. Столкновения по поводу социальных ценностей напрямую затронули и вопрос о том, следует ли фермам использовать биоинженерные семена и продукты питания.

Экономические. Экономика фермерского хозяйства за последние двадцать лет в Европе и США сильно изменилась. Фермеры активно ищут возможные способы увеличить рентабельность своей деятельности. Это влияет и на рынки исходных составляющих, и на продукцию сельскохозяйственного назначения. Например, по данным USDA (Министерства сельского хозяйства США) 36% кукурузы, 44% сои уже выращиваются из генетически модифицированных семян.

Политические. Продукты питания, растения и семена, созданные на основе биоинженерных методов, становятся все более горячими темами политических обсуждений. Группы социальных активистов, представители местных сообществ и отдельных научных направлений проводят протесты, демонстрации и участвуют в других видах политической деятельности, выступая против продажи биоинженерной продукции, патентования семян, которые сами по себе могут быть неплодородными. Некоторые критики используют для варианта применения таких семян броское название - технология терминатора . Противники биоинженерных продуктов питания в Европе добились столь негативной реакции общества, что многие биотехнологические компании и структуры бизнеса, занимающиеся производством продуктов питания, дают заверения, что не предлагают на рынке (и не занимаются маркетингом) биоинженерных продуктов.

Технологические. Многие компании в настоящее время выделяют большие ресурсы на исследования и разработки в области биоинженерных направлений. Такие инициативы отражают слияние прежде относительно независимых отраслей: биотехнологии, сельскохозяйственного бизнеса, производства продуктов питания, химии и фармацевтики. Получившиеся в результате такого объединения научные семена связаны с манипулированием генами растений и семян и обещают новые прорывы в области продуктов питания.

Экологические. Некоторые ученые, комментаторы, регулирующие органы и потребительские группы высказывают большую озабоченность в отношении влияния на экологию биоинженерных семян, растений и продуктов питания. Они указывают на множество рисков, связанных с изменением генетического набора растений, поскольку зто может случайно привести к появлению генетически измененных сорняков и вредителей, которых окажется трудно, а может быть, и невозможно контролировать.



Институциональные. Изменения в телекоммуникационной структуре даже не в самых промышленно развитых странах в настоящее время позволяют фермерам быстро определять, как им следует решать свои основные задачи, такие как посев, используя глобальную технологию позиционирования. Во многих странах образовательные учреждения затрачивают большие усилия для разработки знаний, навыков и умений, непосредственно связанных с агробизнесом.

новые проблемы в социальных, экономических, политических, технологических, экологических и институциональных сферах. Чтобы иметь индикаторы текущих и возникающих изменений, Monsanto должна сканировать каждый сегмент макросреды (см. пример 9.3). Сканирование социального и политического сегментов может помочь Monsanto понять, как в США и Европе меняются отношение к биоинженерным продуктам и поведение людей, связанное с этим. Сканирование технологической сферы должно привлечь внимание компании к уже имеющимся и проводимым разработкам в химии. Сканирование экономической среды должно показать Monsanto, как фермеры покупают исходные составляющие (например, генетически обработанные семена) и продают свою готовую продукцию (например, кукурузу и пшеницу со специальными характеристиками, требующимися на рынке). Многие из критически важных вопросов, задающих общее направление сканированию и мониторингу, приведены в табл. 9.1.

Сканирование информирует организацию о будущих конфликтах или возможностях. В результате у нее появляется время, чтобы заранее рассмотреть альтернативные варианты действий и адаптироваться к ним. Действительно, успешное сканирование привлекает внимание организации к определенным явлениям будущего, как благоприятным для нее, так и чреватым опасностями, задолго до того, как другие организации разберутся в их сущности.

Сканирование поставляет первые индикаторы потенциальных технологических изменений, которые затем используются в процессах мониторинга и прогнозирования. Когда организация узнает о потенциальных изменениях, она начинает вести мониторинг их развития, прогнозировать их эволюцию, изучать их последствия.

Часто сканирование получает индикаторы изменений, требующие немедленного действия. Например, сканирование может выявить, что конкурент в ближайшее время займется маркетин-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 [ 98 ] 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195