Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 [ 108 ] 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124

ная глупость. Постепенно я в основном изжил эту свою слабость. Я прекрасно понимаю, что покупатель, который наметил приобрести очень крупный пакет акций, не может вовсе пренебрегать осьмушками и четвертинками, потому что, покупая много акций, он рискует существенно сдвинуть цену вверх, сместив на себя равновесие. Но для большинства сделок упрямство по поводу незначительной дробной части цены может стоить очень дорого. Что касается меня, я полностью изжил в себе эту привычку в части покупок, но не в отношении продаж. В прошлом году, разместив небольшой заказ на продажу с установлением лимита цены вместо открытого приказа, я упустил сделку как раз из-за четверти пункта. Результат таков: когда пишутся эти строки, акции упали на 35 процентов по отношению к цене моего заказа, а я продал лишь часть этого небольшого пакета по цене, находящейся где-то посередине между лимитом и ее текущим значением.



3 ФИЛОСОФИЯ

СТАНОВИТСЯ ЗРЕЛОЙ

Наше вступление во Вторую мировую войну тоже оказало определенное влияние на становление моей философии инвестирования. В начале 1942 года я оказался в непривычной для себя роли наземного офицера военно-воздушных сил, выполняющего различные обязанности. В течение трех с половиной лет, пока я оказывал не особо ценные услуги дяде Сэму, мой бизнес находился в застое. Теперь я часто повторяю, что много сделал для своей страны. Ни Гитлер, ни император Хирохито не преуспели в высадке хотя бы единого солдата на территории, которую я защищал. Это были территории штатов Арканзас, Техас, Канзас и Небраска. Во время армейской службы, на которой я был занят выполнением различной работы за письменным столом, почти незаметно сменили друг друга два периода. Иногда у меня было так много работы, что было совсем не до размышлений о бизнесе мирного времени. Иногда я сидел за письменным столом, почти ничего не делая. Когда дел было мало, мне было приятнее подробно анализировать, как можно будет выстроить свой бизнес в то счастливое время, когда не нужно будет больше носить униформу, - это было приятнее, чем размышлять о личных делах или армейских проблемах, с которыми я сталкивался на том коротком отрезке жизненного пути. В такие моменты начала приобретать более определенную форму моя философия инвестирования. Именно тогда я пришел к выводу о бесперспектив-



ности занятий спекулятивными покупками акций с целью их быстрой перепродажи по типу описанной мною выше операции с акциями California Packing.

В этот период я пришел еще к двум достаточно значимым для моего будущего бизнеса выводам. До войны я работал с любыми клиентами - крупными и мелкими, преследовавшими разные цели инвестирования. Основная часть моего бизнеса, но не весь бизнес, была ориентирована на поиск необычных, неординарных компаний, которые должны были в последующие годы расти высокими темпами - выше средних. После войны, решил я, я ограничу клиентуру небольшой группой крупных инвесторов, чтобы сосредоточиться на инвестициях только в акции роста этого класса. С учетом налогового фактора рост стоимости акций в наибольшей степени должен отвечать интересам таких клиентов.

Второй важный вывод заключался в том, что в послевоенные годы химическая промышленность должна переживать период значительного роста. А раз так, то по возвращении к гражданской жизни мне в числе первоочередных проектов предстояло определить наиболее привлекательные из основных компаний химической промышленности и вложить в них значительную часть средств, которые будут находиться под моим управлением. Конечно, вернувшись к своему бизнесу, я занимался не только этим, но в первый год по возвращении проводил массу времени в беседах с людьми, которые реально знали эту непростую отрасль. Дистрибьюторы, обслуживавшие продуктовые линии одной или нескольких химических компаний, профессора химических факультетов университетов, которые очень хорошо знали, кто есть кто в отрасли, даже специалисты некоторых крупных строительных компаний, возводившие заводы для ведущих химических компаний, - все они послужили чрезвычайно ценными источниками информации. Полученное знание общих характеристик отрасли я соединил с финансовой информацией, после чего мне потребо-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 [ 108 ] 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124