Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124

7 ШУМ, ПОДНЯТЫЙ ВОКРУГ ДИВИДЕНДОВ

По разным аспектам, связанным с инвестированием в обыкновенные акции, существует много вздорных суждений, бытуют порядком искаженные представления и кривотолки. Когда же дело доходит до обсуждения вопроса значения и роли выплачиваемых дивидендов, инвестор приходит почти в полное замешательство.

Путаница распространяется даже на выбор слов, используемых в обиходе при описании разного рода операций с дивидендами. Например, корпорация долго их не выплачивает или выплачивает небольшие дивиденды. Президент запрашивает у совета директоров разрешение на выплату более значительных дивидендов. Дивиденды выплачены. Говоря об этой акции, президент или совет часто будут употреблять выражение сделать что-то для акционеров . Подразумевается, что когда компания не выплачивала или не повышала дивиденды, она ничего не делала для акционеров. Возможно, это и так, однако не только потому, что с дивидендами не проводились указанные действия. Руководство компании может сделать для акционеров значительно больше, если израсходует заработанный доход не на выплату дивидендов, а на строительство нового завода, запуск новой продуктовой линии или установку более экономичного оборудования на старом заводе. Но независимо от того, как могли быть использованы эти доходы, не переданные акционерам в качестве дивидендов, повышение их размера неизменно воспринимается как благоприятная дивиден-



дная акция. Снижение или невыплата дивидендов почти всегда, возможно с большим основанием, именуется неблагоприятной акцией.

Одна из основных причин путаницы в вопросе дивидендов, существующей в сознании населения, - это огромные колебания в размере выгод акционера, если они вообще есть, всякий раз, когда доходы компании не передаются ему, а удерживаются в бизнесе. Иногда он вовсе не получает никаких выгод при таком удержании доходов, в других случаях о выгодах можно говорить, отталкиваясь от противного: если бы доход не был удержан, пакет акций инвестора уменьшился бы в стоимости. Однако раз удержанные доходы не увеличивают стоимости пакета акций, то ему представляется, что они не несут выгод. Наконец, если рассмотреть многие случаи, когда акционер действительно выгадывает от удержания доходов, доходы для разных типов инвесторов одной и той же компании накапливаются неравномерно, что еще больше сбивает с толку. Другими словами, всякий раз, когда доходы не передаются собственнику в качестве дивидендов, к оценке этих действий надо подходить конкретно, анализируя, что же в действительности происходит. В этом месте имеет смысл подробно рассмотреть несколько возможных случаев.

При каких обстоятельствах акционеры не получают выгод от удержания доходов? К таким последствиям приводит, в частности, накопление компанией наличности и ликвидных активов в количестве, намного превышающем нынешние или перспективные потребности бизнеса. При этом не обязательно, чтобы руководство компании имело нечестные помыслы. Некоторым руководителям постоянное накопление ненужных ликвидных резервов просто дает чувство уверенности и защищенности. Похоже, до них не доходит, что возможность тешить эти чувства они реализуют за счет того, что акционеру не передается богатство, которое тот имеет полное право использовать по-своему. Сегодня в налоговом законодательстве есть положения, ограничиваю-



щие это зло, и оно пусть еще и не изжито, но уже не играет прежней роли.

Существует и другой способ, к которому часто прибегают для удержания доходов в бизнесе, но без заметной выгоды для акционеров. Руководство компании, не соответствующее занимаемому положению, не способно обеспечить нормальный уровень рентабельности капитала, уже используемого предприятием. Однако оно направляет удерживаемые доходы на то, чтобы расширить неэффективные операции, вместо того чтобы попытаться улучшить их. Обычно дело идет к тому, что со временем, выстроив под своим управлением еще больший по размерам, но неэффективный бизнес, руководство компании преуспевает в обосновании необходимости повышения своих окладов на том основании, что проделывает теперь большую работу. В итоге акционеры не будут иметь доходов вовсе или ограничатся их минимальным размером.

Ни одна из описанных ситуаций не должна коснуться инвестора, который следует концепции, рассмотренной в книге. Он покупает акции потому, что они являются неординарными, а не просто потому, что они дешевы. Руководители компаний, ведущие бизнес неэффективно, не подойдут под определения наших пятнадцати пунктов. Тогда как руководители компаний, которые им соответствуют, почти наверняка найдут способы эффективного использования дополнительной наличности, а не простого ее накопления!

Как случается, что удержание доходов жизненно необходимо и тем не менее не увеличивает стоимость акций для их держателя? К этому ведут два пути. Путь первый: в силу изменения привычек или под давлением общественного мнения все конкурирующие компании вынуждены расходовать деньги на то, что условно можно назвать активами, но которые никоим образом не ведут к увеличению объема бизнеса, однако если этих затрат не произвести, бизнес может сократиться. Классическим примером служит розничный магазин, устанавливающий дорогую систему кондици-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 [ 43 ] 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124