Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 [ 86 ] 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124

знаний и умений в этой и какой-либо совершенно не схожей с ней области, например в атомной физике или очень узкой области химии. Крупные компании, действующие в сфере электроники, просто не располагают специалистами, чтобы начать заниматься такими междисциплинарными технологиями. Это оставляет компаниям, разработавшим новый продукт и отличающимся хорошим менеджментом, намного больше возможностей, чтобы успеть зарекомендовать себя как компанию-лидера в производстве конкретной продуктовой линии. Соответственно, это несет в себе и возможности получения более высокой нормы прибыли, которая может оставаться таковой до тех пор, пока не снизится уровень управленческой компетентности. Полагаю, что некоторые из таких междисциплинарных высокотехнологичных компаний (не обязательно в сфере электроники) демонстрируют в последнее время замечательные возможности для инвестирования с действительно долгосрочными перспективами роста. Я склонен думать, что такого рода возможностей в будущем станет больше. Например, я подозреваю, что когда-нибудь в будущем появятся новые компании, которые выйдут в лидеры благодаря продуктам или технологическим процессам, использующим достижения каких-либо из упоминавшихся научных областей в комбинации с биологической наукой, хотя до сих пор мне не попадалось компании такого профиля, которую можно было бы так квалифицировать.

Технические достижения и масштабы деятельности - не единственные характеристики компании, в которых необычные обстоятельства могут создать возможности для устойчивого получения высокой нормы прибыли. При определенных условиях они могут иметь место и в сфере маркетинга и продаж. В качестве примера можно привести компанию, выработавшую у своих клиентов привычку почти не задумываясь, автоматически производить все новые заказы ее продукции таким способом и в таких формах, что конкурентам попытка потеснить ее обойдется дороже, чем



ожидаемые результаты. Чтобы именно так и происходило, требуются два ряда условий. Первый ряд: компания имеет высокую репутацию в вопросах качества и надежности продукта, который потребитель считает очень важным для эффективного ведения бизнеса. Более низкое качество или дефекты в продукте способны обернуться серьезными проблемами у потребителя. У компании нет конкурентов, которые контролировали бы значительную часть рынка, так что доминирующая на рынке компания, о которой идет речь, является в массовом сознании почти синонимом источника поставок, при этом издержки, связанные с приобретением продукта, составляют лишь незначительную часть общих операционных издержек потребителя. В результате умеренное снижение цены продукта конкурентом дает потребителю лишь очень небольшую экономию в сравнении с риском зависимости от неизвестного поставщика. Однако даже этого еще недостаточно, чтобы компании, которой посчастливилось оказаться в таком положении, можно было год за годом получать прибыль по норме, превышающей средние значения. Второй ряд условий предполагает, что продукт компании поставляется многим мелким потребителям, а не нескольким крупным. Их бизнес должен носить достаточно специфический характер, так чтобы потенциальным конкурентам не приходилось рассчитывать на то, что удастся завоевать потребителя, используя средства массовой информации, такие как пресса и телевидение. Пока доминирующая компания поддерживает высокий уровень качества продукта и сопровождает это необходимым набором услуг, на таком рынке ее сможет заменить лишь конкурент, хорошо знающий клиентуру и способный обеспечить продажи на основе индивидуального обращения к каждому потребителю. Однако относительно небольшой размер каждого заказа в отдельности обусловливает неэффективность таких усилий по стимулированию продаж. Обладающая всеми перечисленными преимуществами компания может сохранять норму прибыли выше средней очень долго, пока не



будет вытеснена с рынка техническими нововведениями или пока сама не допустит снижения уровня эффективности и качества. Компании этого типа чаще всего встречаются в сфере поставок продукции, которую можно отнести к разряду умеренно высокотехнологичной. В целях поддержания имиджа лидера направления они достаточно часто проводят технические семинары по использованию своей продукции, которые можно признать довольно эффективным инструментом маркетинга.

Следует отметить, что для того чтобы акции компании были инвестиционно привлекательными, не требуется, чтобы норма прибыли выше средней или рентабельность инвестиций выше обычной заключали в себе многократное превышение над среднеотраслевыми значениями; в действительности это даже нежелательно. Если прибыльность или рентабельность инвестиций слишком заметны, они служат источником потенциальной опасности, поскольку для множества компаний самых разных типов становится почти непреодолимым соблазн включиться в конкурентную борьбу за свою долю горшочка с медом . Напротив, норма прибыли по отношению к продажам, систематически превышающая аналогичное значение у ближайшего конкурента всего на 2-3 процента, является вполне достаточной для того, чтобы инвестиции в эту компанию оказались совершенно неординарными.

Подведем итог анализа третьей составляющей консервативного инвестирования, или его третьего измерения. Очень важно, чтобы компания не просто располагала руководителями и прочим персоналом, отвечающим определенным качественным требованиям, обсуждавшимся при анализе второго измерения. Важно, чтобы эти работники (или их предшественники) в свое время сориентировали компанию на такие сферы бизнеса, которым внутренне присущи характеристики, позволяющие не только добиваться, но и удерживать достаточно долгое время рентабельность на уровне выше средней. Проще говоря, применительно к третьему измере-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 [ 86 ] 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124