Промышленный лизинг Промышленный лизинг  Методички 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 [ 94 ] 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124

часть, связанная с ожиданиями роста. Такое произойдет почти наверняка, если компания временно сдаст назад , что случается даже с лучшими компаниями. Когда на фондовом рынке воцаряется пессимизм, такое раздисконтирование может серьезно затронуть даже самые лучшие инвестиции. Когда именно так и происходит, для терпеливого и настойчивого инвестора, способного увидеть различия между созданным на фондовом рынке имиджем и подлинными обстоятельствами, открываются самые блестящие возможности, какие только может предложить рынок обыкновенных акций, - получение очень неплохих долгосрочных прибылей при относительно низком риске.

Яркий пример того, как искушенные инвесторы пытаются разгадать и упредить изменение в подходе финансового сообщества к оценке компании, был продемонстрирован 13 марта 1974 года. Накануне курс акций компании Motorola при закрытии Нью-Йоркской фондовой биржи составил 48 5/8. 13 марта котировки при закрытии составили 60 - прирост в 25 процентов! Произошло вот что. После закрытия торгов 12 марта было объявлено, что Motorola выходит из бизнеса производства телеаппаратуры и продает телевизионные заводы и склады компании Matsushita, крупному японскому производителю, по цене, примерно соответствующей балансовой стоимости активов.

То, что телевизионный бизнес приносил Motorola убытки, которые сводили на нет прибыли, приносимые другими подразделениями компании, было общеизвестно. Поэтому новость уже сама по себе была способна вызвать повышение курса акций, но не в такой степени, как случилось. Рост интереса инвесторов к акциям Motorola основывался преимущественно на иных, более сложных соображениях. Значительная часть инвесторов уже достаточно давно считала, что подразделения Motorola, приносившие прибыль, в первую очередь отделение средств связи, делали ее одной из очень ограниченного числа компаний американской электроники, квалифицировавшихся как самые высококлассные объекты ин-



вестиций. Так, компания Spencer Trask and Со. выпустила отчет своего аналитика по ценным бумагам Отиса Бредли, в котором подробно разбирались инвестиционные достоинства отделения средств связи Motorola. В отчете был использован необычный прием расчета коэффициента цена/прибыль, - не к общей прибыли, полученной Motorola, но лишь для одного этого отделения. В отчете сравнивались расчетные значения объемов продаж и коэффициентов цена/прибыль этого отделения с аналогичными показателями компаний Hewlett Packard и Perkin-Elmer, которые, по общему признанию, относились к числу лучших компаний электроники с точки зрения инвестирования. Из отчета легко можно было сделать вывод (в самом отчете он не был сформулирован), что инвестиционные качества отделения средств связи Motorola таковы, что его акции стоили бы столько же, сколько и акции всей компании Motorola, так что остальные подразделения компании покупались, можно сказать, акционерами задаром.

При такой точке зрения на состояние дел в Motorola, характерной для достаточно искушенных инвесторов, что именно могло побудить к стремительным покупкам акций после объявления новостей о сделке с Matsushita? Горячие энтузиасты акций Motorola давно знали, что в финансовом сообществе многие недолюбливают акции по причине их телеимиджа. Большинству при слове Motorola первым делом приходило на ум телевидение, и уж после этого - полупроводники. Standard & Poor на небольшом пространстве, отведенном под перечень основных направлений бизнеса каждой компании в выпущенном им еще до объявления о сделке справочнике по ценным бумагам, так описывал компанию Motorola: Радио и ТВ: полупроводники . Хотя здесь и не было ошибки, но эта запись неточно характеризовала компанию и совершенно игнорировала бизнес, которым занималось отделение средств связи, имевшее важнейшее значение для компании и составлявшее почти ее половину.

Часть людей, бросившихся покупать акции Motorola после объявления этой новости, конечно, сделали это только



потому, что можно было предположить, что курс акций пойдет вверх. Но есть основания объяснить активные покупки убежденностью, что финансовое сообщество оценивало компанию менее благосклонно, чем о том говорили факты. По прошлым годам результаты деятельности характеризовали телевизионное отделение Motorola как одного из участников забега , тогда как лидером отрасли была компания Zenith. После объявленного решения телевизионный бизнес уже не мог помешать инвесторам увидеть то, что еще есть в компании , должен был появиться новый имидж компании и новый курс со значительно более высоким отношением цена/прибыль.

Были ли правы те, кто бросился покупать акции Motorola по более высоким ценам? Не совсем. В последующие недели акции потеряли мгновенно приобретенное приращение, так что немного больше терпения инвесторам оказалось бы не лишним. При падающем фондовом рынке изменение имиджа компании в худшую сторону принимается финансовым сообществом намного быстрее, чем при изменении в лучшую сторону. При поднимающемся рынке верно обратное. К сожалению тех, кто побежал покупать акции компании, в ближайшие недели после этих событий произошло резкое повышение процентных ставок по краткосрочным займам, породившее общую понижательную динамику всего фондового рынка и укрепившее и без того охватившие рынок медвежьи настроения.

Возможно, что против тех, кто купил в тот день акции Motorola, сработал еще один фактор. Он является одним из наиболее скрытых и опасных в инвестиционной сфере, и даже самые опытные инвесторы всегда должны его остерегаться. Когда на протяжении длительного времени акции компании продаются в определенном диапазоне цен, скажем от 38 (минимума) до 43 (максимума), появляется сильное искушение считать этот уровень реальной стоимостью акций. Когда финансовое сообщество уже привыкло к тому, что стоимость акций такая-то, оценки могут измениться и



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 [ 94 ] 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124